Директор ФСКН России выступил на VI заседании «Центрально-Азиатского антинаркотического квинтета»

Пресс-служба ФСКН России предоставила выступление Виктора Иванова в Иране с докладом «Центрально-Азиатский квинтет: консолидированная позиция к Спецсессии Генеральной Ассамблеи ООН».

«Прежде всего, хочу выразить удовлетворение, что впервые наше заседание проводится в расширенном формате – с участием Исламской Республики Иран, более того – на иранской земле.

Виктор Иванов. Источник: dixinews.ru Автор фото: Елена Малкова

Москва, 26 октября - DIXINEWS.

В этой связи я бы хотел поприветствовать нашего коллегу министра внутренних дел Ирана господина Абдула Реза Рахмани Фазли и поблагодарить его за проявленное гостеприимство.

Теперь формат нашей работы стал полнокровным – все державы, имеющие самые протяженные границы с Афганистаном, вместе с самим Афганистаном и при поддержке России, по сути, сформировали антинаркотический союз. Пять стран, как пять пальцев, образуют антинаркотический кулак.

Позиция России неизменна: без самого Афганистана и его ближайших соседей проблему планетарного по масштабам наркопроизводства не решить. Именно центральноазиатская консолидация должна стать базой для любых глобальных инициатив.

Наша консолидация произошла крайне своевременно, поскольку уже в апреле следующего года у нас имеется возможность представить нашу позицию - на Специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН по мировой проблеме наркотиков. Напомню, что подобное событие является крайне редким, по факту пока – один раз в 20 лет, и целесообразно использовать эту уникальную площадку с максимальной пользой для процветания как наших стран, так и человечества в целом. В связи с предстоящей Спецсессией считаю необходимым в ходе нашей работы выработать единую консолидированную позицию, с которой наши государства могли бы выступить на Спецсессии и проводить в жизнь в течение ближайших лет.

Во-первых, необходимо четко зафиксировать главную общую проблему для наших стран, а если смотреть шире – то это острейшая проблема и для Европейского союза, и для Китая, и для всех других стран Евразии, и даже для Африки. Это проблема планетарного по своим масштабам производства опиума и героина в Афганистане. Эта проблема никем никогда четко не обозначалась и не ставилась, даже в ООН, а если и фигурирует в документах, то лишь «через запятую», наряду с другими несопоставимыми по масштабу проблемами.

При этом мы понимаем, что проблема, локализуясь географически в Афганистане, в самом «сердце Азии», как поэтически принято называть Афганистан, заключается далеко не только в самом Афганистане, а в колоссальных по мощности транснациональных преступных организациях и глобальном теневом банковском секторе, которые являются главными драйверами и бенефициарами наркопроизводства.

По оценкам УНП ООН, суммарный доход криминальных структур в Афганистане от наркоторговли составляет менее 4 миллиардов долларов, а совокупный доход – и соответствующая мощь – транснациональных структур от наркооборота в двадцать пять раз больше: порядка 100 миллиардов долларов.

Соответственно, глобальные структуры, извлекая для себя сверхдоходы и эксплуатируя для этого народ Афганистана, подрывают и разрушают государственность и суверенитет Афганистана, так и его соседей, инфицируя всю Евразию квазигосударственными экстремистскими наркогруппировки.

С финансовой точки зрения, наркотики для экстремистских квазигосударственных группировок являются своего рода золотовалютными резервами, инвестируемыми в разрушение глобальной и региональной безопасности.

Напомню, что этот криминальный фонд ежегодно отмывает через банковскую систему и вливает в сетевую криминальную инфраструктуру более 350 миллиардов долларов с учетом производства кокаина и других наркотиков.

Именно эти инвестиции обеспечили наводнение регионов Евразии парамилитарными группировками, бандформированиями, наиболее крупные из которых идентифицируют и идеологизируют свою общность, поднимая самые экзотические флаги различных политических оттенков. Примерами таких организаций являются ИГИЛ, печально известные наркоэкстремистские движения «Джандулла» и Армия освобождения Белуджистана.

Деятельность подобных организаций, выросших, построенных и функционирующих на наркодоходах, направлена, «заточена» на ослабление и распад суверенных государств, и при определенном организационном воздействии со стороны внерегиональных держав их разрушительная активность резко возрастает. Ведь именно они выступают главными заказчиками, более того, организаторами терактов, пиратства, торговли оружием и людьми.

Криминальная гиперактивность этих структур, по сути, формирует параллельную власть и нелегальную экономику, финансовый и вооруженный потенциал которых подчас превышает возможности суверенных государств.

Местные наркобароны – организаторы наркотранзита – являются главными заказчиками, ключевыми спонсорами насилия в условиях кровавой борьбы со своими криминальными конкурентами и жесткого вооруженного противостояния с властью, подрывая тем самым стабильность и экономическое развитие в регионах транзита наркотиков.

Во-вторых, на предстоящей Спецсессии Генеральной Ассамблеи ООН важно артикулировать постановку самой задачи и соответствующую необходимость оказания содействия Афганистану в части ликвидации наркопроизводства через программы альтернативного инфраструктурного развития с учетом контекста и специфики всего центральноазиатского региона.

Представляется целесообразным предусмотреть и юридически закрепить в международных решениях конкретные пути реализации этой инициативы через создание Штаба или Офиса по организации альтернативного развития Афганистана и соответствующего финансового и иного ресурсного обеспечения.

При этом альтернативное развитие должно опираться на современные формы индустриализации, требующие строительства трансграничных интегративных инфраструктур, объединяющих транспорт, энергетику и телекоммуникации. Это могли бы быть такие масштабные инфраструктурные проекты как строительство трубопровода IPI (Иран-Пакистан-Индия), железной дороги Мешхед – Герат – Кандагар – Кветта, каскада гидроэлектростанций на реке Пяндж и другие проекты в сфере индустрилизации, предполагающие создание полномасштабных производительных сил, включая национальные институты образования, науки и промышленного производства.

Хочу особо отметить, что основным препятствием для реализации, например, проекта IPI являются уже упомянутые выше существующие за счет наркотиков Армия освобождения Белуджистана и наркоэкстремистское движение Джандулла. Это же касается и всех других инфраструктурных проектов в регионе.

В-третьих, решение задачи ликвидации наркопроизводства в Афганистане безусловно требует кардинального повышения статуса наркопроблемы, необходимо поставить ее в один ряд по своим масштабам и последствиям с проблемами терроризма, пиратства и ядерного нераспространения, ввиду транснационального характера этого феномена. Так, до сих пор в ООН проблемы наркотиков процедурно рассматриваются не с точки зрения обеспечения глобальной безопасности по линии Совета Безопасности ООН, а как преимущественно гуманитарная проблема в контексте социально-экономических вопросов по линии ЭКОСОС.

Проблема наркотиков фактически выведена из предмета работы Совета Безопасности ООН, не секьюритизирована, а это не позволяет мировому сообществу юридически зафиксировать истинный масштаб проблемы в контексте безопасности и, следовательно, предпринимать согласованные и междисциплинарные меры реагирования в соответствии с главой VII Устава ООН.

Вместе с тем, хотел бы отметить, что уже целый ряд стран однозначно определяют наркотранзит как угрозу международному миру и безопасности.

В связи с этим на предстоящей Спецсессии Генассамблеи ООН есть все основания и необходимость обратиться к Совету Безопасности провести секьюритизацию проблемы масштабного производства наркотиков, организовав, как это показано на Слайде, своего рода вертикаль безопасности проблемы наркотиков, чтобы задать новые возможности в системе обеспечения международной безопасности в целом.

Именно этот подход уже неоднократно акцентирован в решениях представительных форумов министерского уровня целого ряда государств:

в резолюции двух Московских министерских конференций 2014 и 2015 годов;

в Манагуанской резолюции руководителей полиций стран Центральной Америки, Карибского бассейна, Мексики и Колумбии в сентябре 2014 года;

в Душанбинской резолюции в мае 2015 года;

в Банжульской декларации руководителей полиций африканских государств в июле 2015 года.

Обозначенные мною три аспекта, уверен, могли бы выступить той платформой, вокруг которой мы могли бы объединить свои усилия и сделать предстоящую Спецсессию Генассамблеи ООН судьбоносным этапом в более чем столетней истории организации мировым сообществом своей борьбы против наркотиков.

Благодарю за внимание».

Напомним, что «Центрально-Азиатский антинаркотический квартет» создан в 2010 году на основании договорённостей, достигнутых в ходе переговоров президентов России, Афганистана, Пакистана и Таджикистана. В декабре 2014 года в результате присоединения компетентных органов Ирана к данному формату «Центрально-Азиатский антинаркотический квартет» был преобразован в «Центрально-Азиатский антинаркотический квинтет».

* ИГИЛ - террористическая организация запрещена в РФ.

Популярное сегодня

Матвиенко: Россия не будет проводить наземную операцию в Сирии