Производство вертолетов в России приближается к советским объемам
По словам Чемезова, Россия производит около 300 вертолетов в год. "Сегодня вот Ми-8 или, если говорить о военной версии, то Ми-171 - самая популярная модель, самая распространенная.
Она у нас практически по всему миру - от Латинской Америки до Африки", - сказал Чемезов. Кроме того, по словам главы Ростеха, в России активно применяется импортозамещение вертолетных двигателей, ранее поставлявшихся Украиной.
Российские вертолеты. Источник: kursvalut.com Автор фото: Иван Андриевский, РСИ
Производство вертолетов в России, пожалуй, единственная отрасль машиностроения, показывающая стабильный рост. В гражданской промышленности её аналогом является химпром – единственный сектор, который растет, благодаря своей направленности на экспорт. На мировом рынке наибольший спрос относится к сегменту лёгких вертолетов. Отечественная вертолётная промышленность многие десятилетия была заточена на производство средней и тяжёлой техники, лёгкие формы активно осваиваются только последнее десятилетие, и этому сегменту не хватает инвестиций.
С начала 2000-х по настоящее время производство средних и тяжёлых вертолётов возросло в несколько раз и составляет около 300 штук в год (хотя в СССР строили по 380). Российские вертолёты известны во всем мире, подобно автомату Калашникова. Здесь работает тот же принцип: дешево, просто, эффективно. Даже США приобретают у нас вертолёты и поставляют их в Афганистан, где к ним все привыкли. Высокий интерес к российской продукции проявляют и китайцы. Есть проект по разработке российско-китайского тяжелого вертолета, и Украина могла бы предложить для него двигатель Д-136, поставляемый для Ми-26, но новые киевские власти отказались участвовать в проекте, хотя могли бы очень неплохо на нем заработать. В течение пяти лет Россия сама разработает необходимый двигатель. Двигатели – слабое звено российского производства, которое тормозит рост отрасли.
Украинский «Мотор-Сич» пока поставляет в Россию двигатели для коммерческих гражданских проектов. Для военных моделей поставки запрещены, но пока работают различные пути обхода, а главное, что военные заказы всё больше импортозамещаются на заводе имени Климова в Санкт-Петербурге. Правда, не все модели. Некоторые аналоги украинских двигателей до сих пор не разработаны, что создает России репутационные риски, поскольку заказы необходимо выполнять. Ещё в 2012 году Объединенная двигателестроительная компания обещала за три года построить завод Санкт-Петербурге, с мощностью 600 двигателей в год, что позволило бы «Вертолётам России» полностью отказаться от «Мотор Сич», но на деле это оказалось сделать очень трудно. Российскому авиадвигателестроению потребуются годы, чтобы избавиться от украинской зависимости. А пока приходится договариваться с Украиной, которая, впрочем, сама заинтересована в крупных заказах.