Поставки отечественных машин за рубеж в 2015 году резко снизились
По данным ФТС, экспортные поставки легковых машин за 2015 год упали на 23%, до 97,4 тыс. машин. Продажи в СНГ упали на 30%, поставки в дальнее зарубежье выросли в 2,5 раза, до 11,3 тыс.
Ключевые экспортные рынки для российских автопроизводителей – это рынки стран СНГ.
Источник: dixinews.ru Автор фото: Иван Андриевский, РСИ
Крупнейшим импортером российских автомобилей в этом регионе остается Казахстан, на который в 2014 году приходилось порядка 75-80% поставок. При этом экономика Казахстана, так же как и российская, является сырьевой. Таким образом, страна столкнулась с теми же проблемами, что и Россия – падение потребительских возможностей граждан, девальвация национальной валюты и т.д. Схожие проблемы испытывает и Азербайджан. Поставки автомобилей на украинский рынок практически прекратились не столько по экономическим, сколько по политическим мотивам. Чуть лучше ситуация с поставками в Белоруссию, однако и на этом направлении отрицательная динамика. Остальные страны не имели существенной доли в структуре экспорта российских автомобилей.
Поскольку ситуация в экономике большинства стран СНГ остается напряженной, ожидать возобновления роста на этих рынках, скорее всего, не стоит.
Что касается стран дальнего зарубежья, то у российских автомобилей на этих рынках в 2015 году было серьезное конкурентное преимущество – падение курса рубля сделало продукцию отечественного автопрома более конкурентоспособной на рынках с более стабильной валютой. Что и отразилось в росте экспорта автомобилей в страны дальнего зарубежья. В 2016 году можно ожидать дальнейшего развития этого направления экспорта, поскольку рубль остается по-прежнему слабой валютой. Впрочем, доля стран дальнего зарубежья в экспорте российских автомобилей занимает около 11,5%, поэтому значительной поддержки российский автопром от развития данного направления не получит.