Новые уникальные росписи обнаружены в ходе реставрации Бахрушинского музея
Проведя расчистку поверхности стены, примыкающей к лестничному маршу в особняке А.А. Бахрушина, художники-реставраторы вскрыли красочный слой, под которым нашли холст с изображением растительного орнамента и головы Арлекина, а также часть художественной надписи «ТЕАТРЪ ШКОЛА». После полной расчистки изображения пройдут этап консервации, затем их восстановят реставраторы.
Россия, Москва, 20 января - DIXINEWS.
«Реставрационные работы проходят в рамках масштабного проекта по созданию Музейно-театрального квартала «Бахрушинский» в Москве. В 2024 году после открытия квартала эти и другие уникальные исторические изображения смогут увидеть все посетители», – сообщила генеральный директор Бахрушинского музея Кристина Трубинова.
Неизвестные ранее фрагменты росписей были обнаружены на стене, примыкающей к Лестнице Сальвини. Лестница, соединяющая подвал и первый этаж особняка, названа по имени великого итальянского трагика Томмазо Сальвини. Будучи в гостях у Бахрушина, он пожаловался на слишком узкий и неудобный подъём: уже через несколько месяцев в доме установили новую, широкую лестницу.
В ходе предыдущей реставрации в главном здании усадьбы специалисты уже проводили первичное исследование фрагментов обоев в этой части особняка. Научные источники подтвердили, что обои существовали до возведения новых лестничных конструкций. Реставраторы, ведущие новые работы, были уверены в том, что вскрытие их красочного слоя позволит найти немало интересного.
С учётом обнаружения Арлекина исследователи приняли решение продолжить расчистку потолочного объема уже непосредственно над Лестницей Сальвини. В итоге был обнаружен ещё один фрагмент масляной росписи по холсту с элементами позолоты конца XIX - начала XX вв. В результате тщательной работы открылись новые изображения, схожие по своей стилистике с Арлекином: арфа на желто-зеленом фоне, окруженная розовыми тюльпанами, за ней - мужская и женская маски, а также красный солнечный диск с расходящимися от него желтыми лучами в правом верхнем углу фрагмента.
Специалисты музея и реставраторы установили авторство и ориентировочную датировку всех найденных фрагментов. «Росписи были выполнены художником Сергеем Ивановичем Ягужинским около 1900-х гг., как предполагается, для оформления Домашнего театра. Сергей Ягужинский был хорошо знаком с А.А. Бахрушиным и принимал активное участие в оформлении интерьеров особняка, ставшего главным зданием Бахрушинского музея. На авторство Ягужинского, кроме того, указывает близкое сходство обнаруженного Арлекина с его же эскизом «Арлекин Ярцев» из альбома, хранящегося в Российском государственном архиве литературы и искусства (РГАЛИ)», – отметила заместитель генерального директора, главный хранитель Бахрушинского музея Виктория Журавлёва.
На эскизе изображен Пётр Михайлович Ярцев – драматург и театральный критик, открывший театральную школу в Москве в 1912 году. Он мог участвовать в любительских спектаклях, проходивших в доме А.А. Бахрушина: ими, скорее всего, и были навеяны сюжеты изображений на стене у Лестницы Сальвини. В фонде дореволюционной графики Бахрушинского музея хранятся эскизы афиш со стилистически схожими орнаментами и каллиграфией, созданные Ягужинским для капустников Малого театра 1909-1910 годов.
Ещё одним свидетельством, подтверждающим корректность атрибутирования найденных росписей, стал эскиз панно для библиотеки из альбома Бахрушина. На датированном 13 сентября 1898 года рисунке Ягужинского изображен мужчина - боярин или писец в цветном кафтане и ферязи с листками пергаментной бумаги и чернильницей в руках. Это же панно показывает и сохранившаяся старинная фотография из архива музея.
Ягужинский создал и другие живописные панно, в том числе для украшения камина в кабинете Бахрушина: в своем письме от 11 ноября 1897 года, которое хранится в архивно-рукописном фонде музея, он говорит, что собирается закончить эскизы для трех таких работ. Холст «Аллегория театрального искусства» 1898 года кисти Ягужинского при жизни владельца находился в нише утраченного камина в кабинете Бахрушина. Сегодня панно хранится в фонде декорационно-изобразительных материалов музея, а на рисунке из альбома А.А. Бахрушина кон. XIX – нач. ХХ вв. (РГАЛИ) отчетливо виден утраченный камин с полуциркульным панно над ним.