Алексей Каспржак: «Надеюсь, что нам удастся изменить представление школ и родителей об «Артеке» как исключительно о месте отдыха»

Алексей Анатольевич Каспржак занял пост генерального директора «Артека» в июне 2014 года после перехода центра детского отдыха под управление Министерства образования и науки Российской Федерации.

Ранее Алексей Каспржак занимал должность проректора в Высшей школы экономики, был заместителем губернатора Тверской области.

Источник: yantarny.3dn.ru Автор фото: Елена Малкова

Москва, 27 ноября - DIXINEWS.

2020 году не менее 75% детей в возрасте от 5 до 18 лет должно быть охвачено дополнительными образовательными программами. Такая задача поставлена «майскими указами» президента, и она же легла в основу утвержденной правительством в сентябре 2014 года Концепции развития дополнительного образования детей. О том, какие перспективы документ открывает для сферы детского отдыха и как запущенные преобразования отразятся на деятельности лагеря «Артек», мы поговорили с его генеральным директором Алексеем Каспржаком.

– Система дополнительного образования обновляется как организационно, так и содержательно. В «Артеке» какие-то изменения в этой связи происходят?

– «Артек» является одной из значимых площадок для реализации Концепции развития дополнительного образования в силу истории, традиций и того, что здесь этим – дополнительным образованием детей – занимаются 90 лет. Очень многие традиции и методики, которыми сейчас пользуются все детские лагеря отдыха Российской Федерации и даже постсоветского пространства, родились у нас, в «Артеке».

Наш центр является важным элементом современной системы дополнительного образования. Поэтому те вложения, которые сегодня делаются в «Артек», – это по сути своей вложения в систему дополнительного образования в масштабах всей страны. Накопленный опыт можно транслировать или, если говорить языком концепции, «распространять лучшие практики».

Мне очень нравится заход в концепции про то, что дополнительное образование – это такой системный интегратор, стержень, связывающий все уровни образования – дошкольное, школьное, профессиональное – в единую систему, особую образовательную среду, обеспечивающую гармоничное и всестороннее развитие ребенка. За этим будущее.

Очень важно, что этот тезис прозвучал, и очень надеюсь, что он получит свое практическое воплощение, потому что пока с единством образовательной среды не всегда получается.

– Что имеется в виду?

– Простой пример. Дети, вернувшись домой из «Артека», почему-то должны объяснять учителям, что их оценки в артековской школе равновесомы по отношению к оценкам, которые они получают в своей школе. Конечно, подобные ситуации возникают далеко не всегда. Обычно проблемы начинаются, если речь идет о престижных школах крупного города. Именно в таких учебных заведениях чаще всего считают, что ученик не имеет права на выбор места предоставления ему образования.

– Можно предположить, что основной аргумент на местах – это существенное различие учебных программ.

– Довод не принимается. Не может «Артек» обеспечить полторы-две тысячи детей именно теми программами, которые у них реализуются дома. В этом-то и суть «Артека» – он предлагает свою программу, которая, безусловно, основана на общих для всех стандартах, определенных Министерством образования.

Я очень надеюсь, что нам все-таки удастся изменить представление школы и родителей об «Артеке» как исключительно о месте отдыха. То, что происходит с детьми здесь, – это не отдых в традиционном понимании, а, скорее, временная смена рода деятельности, которая крайне важна и нужна ребенку для того, чтобы, образно выражаясь, перевести дух и с новыми силами вернуться к основной учебе. Но это тоже образование!

Если мы сможем вместе – силами и Министерства образования, и «Артека» – доказать родителям и школе, что компетенции, которые здесь приобретаются ребенком, так же важны, как сложение, вычитание, умножение и дата отмены крепостного права в России, то это в каком-то смысле обеспечит спрос на услуги центров, подобных нашему. Даст и нам, и всей отрасли дополнительный импульс развития.

Смысл в этом объективно есть, потому что «Артек» относится к тому немногочисленному типу образовательных учреждений, в которых дети испытывают столь многогранные позитивные эмоции.

– Один из основных механизмов реализации концепции – партнерство государства и бизнеса, стимулирование государственно-частного партнерства. Каким может быть практическое воплощение этих положений в случае в «Артеком»?

– Это тематические программы с нашими партнерами – государственными корпорациями, лигами, ассоциациями и спортивными федерациями. Эти программы уже реализуются у нас, и их количество растет, мы над этим активно работаем.

Например, есть проект с Роскосмосом, в рамках которого ученики общаются с настоящими космонавтами, а также знакомятся с профессиями из мира космонавтики. Дети конструируют свои маленькие летательные аппараты и запускают их, получают знания об использовании ресурсов космоса для улучшения жизни на Земле. Содержание данной программы есть предмет сотворчества Роскосмоса и «Артека».

Свою программу у нас реализует Федерация парусного спорта. Даже сейчас, в конце ноября, у нас 20 градусов тепла, и дети до сих пор выходят в море на лодках. Налажены партнерские отношения с предприятием «Крымтеплица», которое будет помогать нам в восстановлении наших теплиц и приобщении ребят к выращиванию овощей и других полезных продуктов, которые нужно включать в свой рацион.

– А достижения учащихся, пошедших через такие программы, как-то фиксируются? Положены ли им перед отъездом домой какие-либо документы, подтверждающие получение компетенции, если так можно выразиться?

– Нет. Вожатым мы выдаем сертификаты о том, что они являлись участниками или реализаторами программ. Дети же получают эмоции и воспоминания на всю жизнь. Но предметом, который формирует их портфолио, могут стать достижения в рамках программы. Если, к примеру, они вырастили самый большой помидор или быстрее всех проплыли на лодке, они получают приз как победители.

Вообще, подавляющее большинство детей приезжают в «Артек», получив путевку в качестве поощрения, а уезжают с укоренившимся представлением о том, что они еще очень многого могут достичь, причем далеко не в одном направлении. Это очень важная штука, которая сильно помогает сориентироваться в жизни.

– А как обстоит ситуация с кадрами? Насколько остро стоит вопрос?

– Вопрос стоит остро, но мы работаем над этим. В «Артеке» воссоздана система подготовки вожатых, школа педагогических работников. Мы сертифицируем достижения наших сотрудников. Ведь «Артек» – это временная работа для большого количества людей, в том числе занятых в дополнительном образовании, и их вклад, их достижения должны быть как-то зафиксированы. Тем более что, изучая данную тему с HeadHunter, мы увидели существенную, порядка 70%, разницу в желании работодателей заполучить работника – при прочих равных – со строчкой о том, что он работал в «Артеке». Поэтому мы с Министерством образования обсуждаем возможное продолжение.

«Артек» сейчас находится в том моменте своей истории, когда, очистив старые традиции от некоторого налета последнего времени, может на их основе дать возможность работающим здесь людям творить. Попробовать создать что-то адекватно воспринимаемое детьми. Мне кажется, что это и есть самый простой и правильный путь выстраивания нужной среды для развития ребенка.

Популярное сегодня

Максим Фадеев назвал скандальную вечеринку Ивлеевой позором на мировом уровне

Максим Фадеев назвал скандальную вечеринку Ивлеевой позором на мировом уровне

Прошедшая ночь в Москве оказалась самой холодной за последние 28 лет

Прошедшая ночь в Москве оказалась самой холодной за последние 28 лет

Ёлки, снежинки и снегири: новогодние поезда курсируют в метро Москвы

Ёлки, снежинки и снегири: новогодние поезда курсируют в метро Москвы

Обновлённый корпус московской клинической больницы № 52 принимает первых пациентов

Обновлённый корпус московской клинической больницы № 52 принимает первых пациентов

"Искупление грехов": владелец клуба, в котором проходила вечеринка Ивлеевой, сделал подарок храму

"Искупление грехов": владелец клуба, в котором проходила вечеринка Ивлеевой, сделал подарок храму

Фасады четырех московских вокзалов решили обновить

Фасады четырех московских вокзалов решили обновить

Москвичам рассказали, когда станет доступна виртуальная "Тройка"

Москвичам рассказали, когда станет доступна виртуальная "Тройка"

Отключение света помешало премьере фильма в Москве

Отключение света помешало премьере фильма в Москве

Сервис "Моя семья" уже три года помогает людям искать своих предков

Сервис "Моя семья" уже три года помогает людям искать своих предков

1 декабря начнется апробация Всероссийских проверочных работ для учащихся четвертых классов