В Бахрушинском музее расскажут о дизайнере императорской семьи и русского театра

«То, чем Станиславский был в области режиссуры, то была Надежда Петровна в области костюма», - так писали о Надежде Ламановой, модельере, которая одевала членов царской семьи, а также весь высший свет и купеческий мир Москвы и Петербурга. О ее непревзойденном искусстве и о том вкладе, который она внесла в развитие моды и русского театра, расскажут 10 марта в филиале Бахрушинского, Доме-музее М.Н. Ермоловой, на лекции «Царская портниха Надежда Ламанова и ее знаменитые клиентки» (6+).

В Бахрушинском музее расскажут о дизайнере императорской семьи и русского театра
В.А. Серов. Портрет Ермоловой, 1905 год. Источник: gctm.ru Автор фото: Пресс-служба ФГБУК ГЦТМ им. А.А. Бахрушина

Москва, 10 марта - DIXINEWS.

Окончив в Нижнем Новгороде Мариинскую гимназию, Надежда Ламанова уехала в Москву, что по тем временам было довольно дерзким шагом, поступила там в школу шитья и вскоре стала ведущей закройщицей в одной из мастерских. Через некоторое время Надежда Петровна открыла собственное заведение и стала популярнейшим модельером Москвы. Она одевала многих светских дам и даже женщин из царской семьи: в 1898 году Ламановой было пожаловано звание поставщицы Двора Ея Императорского Высочества Елизаветы Фёдоровны, а в 1904 году - Двора Ея Императорского Величества Александры Фёдоровны. К тому времени русская кутюрье успела провести в Париже достаточно времени, чтобы многому научиться у корифеев европейской моды, в том числе у легендарного модельера Поля Пуаре.

Ламанова прославилась не только как создательница великолепных платьев для светских раутов, но и как мастер театрального костюма: в начале 1900-х она несколько лет работала со Станиславским в Московском Художественном театре, а с 1921 года - в театре Вахтангова, позже она возобновила работу с МХТ, сотрудничать с которым продолжала до последних лет своей жизни. Работала Надежда Ламанова и с кино: ее мастерство мы можем оценить и сегодня, посмотрев фильмы «Цирк», «Александр Невский», «Аэлита», поскольку Ламанова создавала образы для героев кинокартин Эйзенштейна, Александрова и Протазанова.

После революции Надежду Ламанову, как особу, обслуживавшую императорскую семью, арестовали. К счастью, помогли театральные связи: Максим Горький спас русскую кутюрье, а вместе с ней – и будущее отечественной моды. Надежда Петровна многое сделала для молодой советской республики: разрабатывала модели прет-а-порте, занималась проектированием коллекций одежды по мотивам народного костюма. На Всемирной выставке в Париже 1925 года её платья в русском духе произвели фурор, а стиль «а-ля рюс» стал очень модным в Европе. 

Лекцию «Царская портниха Надежда Ламанова и ее знаменитые клиентки» прочтет фотограф-этнограф Алла Соловская - руководитель виртуального музея lamanova.com, организатор проекта «Мемориальная доска Надежде Петровне Ламановой». Слушатели узнают о судьбе модельера, о ее клиентках — знаменитых красавицах, а также об известном портрете Валентина Серова, в котором актриса Мария Ермолова позирует в платье Ламановой. Кстати, Серов написал и саму Ламанову, – этот портрет тоже будет представлен на лекции.


Популярное сегодня

В Москве стартовал Международный конкурс «Открытка Победы»