Праздник на большом манеже: Московскому цирку исполнилось 50 лет

Большой Московский государственный цирк был официально открыт для зрителей 30 апреля 1971 года, его первым директором стал заслуженный деятель искусств РСФСР, театровед, балетный либреттист и сценарист Пётр Фёдорович Аболимов, осуществлявший бразды правления труппой с 1971 по 1977 год. 
Праздник на большом манеже: Московскому цирку исполнилось 50 лет
Худрук Большого Московского цирка Аскольд Запашный награждает почётной грамотой Виктора Щурова Источник: dixinews.ru Автор фото: Мария Берова.

Москва, 2 мая - DIXINEWS.

В советский период тематика постановок и выступлений цирковых артистов была строго регламентирована и не выходила за рамки дозволенного, что, однако, не мешало акробатам, эквилибристам и гимнастам выполнять самые смелые и сложные трюки и представлять интересные номера.

По словам Виктора Григорьевича Шемшура, мастерство и профессионализм советских цирковых артистов было настолько фантастично, живо и гениально, что казалось недосягаемым их заокеанским и европейским коллегам.

- Когда сегодня Эдгард Вальтерович спросил, что значит для тебя Большой Московский цирк, я сказал: «Всё». Посудите сами, в те советские времена, когда цирк пользовался безупречнейшей, высочайшей репутацией и артист мог объездить весь мир, сто раз побывать в Париже и в Лондоне, но, если он не работал в Москве, – знак качества на нём не стоял. Поэтому, можно додумать самим, какое место в судьбе работавшего в первой программе артиста заняло открытие этого замечательного, выдающегося цирка. Цирк рождался в адовых муках, это было всё непросто. Цирк строился 12 лет и тогда не было вокруг никаких ограждений: привозили аппаратуру, световую, звуковую, в итоге её уже не было, привозили опять. Я думаю, что цирк строился бы до сегодняшнего дня, если бы не приказ председателя Совета министров СССР Алексея Николаевича Косыгина открыть цирк к XXIV съезду партии. Когда 29 апреля 1971 года шло первое представление, и мы работали на этом манеже, то там, в фойе, – я так жалею, что этого не снял, это были бы кадры первого класса: звучит музыка, работают Волжанские, – а там маляры, каменщики ещё укладывают что-то, красят: нам всегда не хватало одного дня. В судьбе каждого артиста, который работал в первой программе, цирк занял огромнейшее место. Это не забывается никогда, это та часть судьбы, которой гордится каждый артист, который открывал этот цирк. Люди, приходят ли они сюда часто, редко, но в их сердце этот цирк навсегда, – заключил Виктор Григорьевич.

Его слова подтвердил Анатолий Павлович Марчевский, стоявший у истоков успеха Большого Московского цирка. Выступая здесь в 1974 году как клоун-акробат, Марчевский не мог не восхищаться талантом и умением своих коллег.

- Что такое Московский цирк для любого артиста? Ну, наверное, как и для меня, это трамплин, это подкидная доска. Меня как отбили на этой доске, я полетел крутиться в творчестве и кручусь до сих пор, не знаю, сколько ещё прокручусь, чтоб приземлиться. Кто работал в Большом Московском цирке и вообще в Москве, для того открыты все манежи мира: это – признание, это – успех. Для меня – это начало моей самой главной не только творческой, но и физической жизни, счастливой жизни. Спасибо этому манежу!

Автор уникального трюка с медведицей Лизой, Виталий Филиппович Воробьёв, обращаясь к журналистам и гостям Большого Московского цирка и описывая выступления его артистов в советский период, предрёк манежу светлое и грандиозное будущее, которое возможно благодаря его талантливой труппе.

- Я думаю, что все те люди, которые здесь выступали, – это определённая память этого цирка, я думаю, что цирк очень хорошо помнит всё, что здесь происходило. Он, наверное, помнит, не только артистов, но и всех тех зрителей, которые вставали здесь и аплодировали очень долгими-долгими аплодисментами. Это говорит о чём? О том, что люди признали, что этот цирк на самом деле лучший и он обязан быть лидером всегда. Сегодня мы видим малышей, которые уже начали свою артистическую деятельность. Я думаю, что и дальше этот цирк сумеет сделать так, чтобы превратиться не только в Большой Московский цирк, но и в Академический Большой Московский цирк, – заключил артист.

Вместе с гостями и руководителями цирка – Эдгардом и Аскольдом Запашными, на пресс-конференции сидели и вышеупомянутые детки – юные артисты труппы, покоряющие манеж уже год. Шестилетняя Вероника Лохматова и семилетняя Эмилия Азизова особо отметили, что любят акробатику, а Вероника, помимо специальных упражнений, обожает казённых лошадей – Табора и Лиз.

Настоящим сюрпризом для журналистов и посетителей цирка также стало подписание шимпанзе Микки договора о назначении его директором цирка всего на один день – 28 апреля. Эдгард Запашный, пояснив журналисту ТАСС, что власти столицы в курсе смены «руководящего состава», сказал: «Я не хочу сегодня быть чиновником, я хочу побыть артистом в честь юбилея цирка». В рамках предстоящего праздника, он наградил работников цирка памятными грамотами и букетами, и открыл две звезды, где одна предназначена для заслуженного и народного артиста РСФСР Анатолия Павловича Марчевского, а другая – для потомка и предка цирковой династии Валентина Ивановича Филатова, отмечающего столетие в этот день.

Кульминацией пресс-подхода стало выступление профессионального альпиниста, каскадёра высотных трюков и рекордсмена России по хайлайну (разновидность эквилибристики, хождение по стропе) Геннадия Скрипко, который прошёл по натянутому в несколько сот метров канату на высоте около 50 метров. Поскольку в этот день была ветреная и дождливая погода, артист неоднократно пытался удержать равновесие, и когда ему это удавалось, он раскидывал «самолётиком» руки, приводя стоящих внизу в восторг, трепет и восхищение.

Праздничный вечер завершился показом тематического спектакля «И100РИЯ», который в этот день был бесплатным для почётных гостей: артистов Большого Московского цирка, в силу возраста и обстоятельств, завершивших карьеру, врачей-хирургов и врачей скорой помощи, а также для учеников православных гимназий и школ, многодетных семей и семей, чьи родственники погибли при исполнении служебного долга, и детей-инвалидов.

Для приглашённых в этот день зрителей спектакль стал настоящим праздником, памятным и радостным.

- Я в душе ребёнок, всю жизнь ходил в цирк. В любом городе, где есть возможность, я ходил в цирк, и своих внуков тоже вожу. Стараюсь, по случаю, - сказал постоянный гость столичных манежей Ринат.

- Мне больше всего нравятся выступления акробатов. Восхищаюсь мастерством этих людей, упорством, трудолюбием. Здесь мы года два не были. Вот появился шанс, и мы всеми руками «за». Меня всегда поражала работа с хищниками. Понятно, что животному это не нравится, но всегда интересно смотреть, как большая кошка подчиняется хрупкому человеку, – делится впечатлениями Анастасия Дружкова.

Полноценная юбилейная программа, по словам генерального директора цирка Эдгарда Запашного, запланирована на осень. Первые громкие премьеры с участием отечественных певцов, артистов-комиков, актёров кино и театра и спортсменов начнутся в сентябре, однако содержание и тематика представлений строго засекречены.

- В сентябре месяце, мы очень надеемся, что всё будет хорошо, что мы сможем сделать наш праздник не в рамках одного манежа. Мы договорились с «Первым каналом», что будет съёмка нашего шоу с привлечением участия ведущих мастеров отечественной культуры и спорта в том числе. Мы интегрируем в спектакль людей, которых Вы прекрасно знаете, которые являются друзьями нашего цирка. Мы уже получили «добро» от Ларисы Долиной, мы получили «добро» от Евгения Вагановича Петросяна и всей его команды. Юлия Михалкова (актриса юмористического телешоу «Уральские пельмени» и телеведущая) сама предложила участие в нашем шоу, и вообще большое количество «звёзд» сейчас хотят стать полезной частью этого праздника, а не просто выйти и сказать какие-то слова. Сергей Лазарев, некогда выигравший телевизионный проект «Цирк со звёздами», может быть спокойно интегрирован в любой цирковой спектакль. Что касается пандемии, мы находимся не в бюджетной организации и Большой Московский цирк очень сильно потратился во время своего «простоя», - заключил Запашный.


Популярное сегодня

В театре «У Никитских ворот» - большая премьера