Теперь россияне предпочитают путешествовать по России, ввиду всем понятных причин. В прошлом году число локальных туристов составило 41,5 млн. человек. В 2013 году этот показатель составлял 32 млн. человек. Налицо тенденция роста. Локальный туризм способствует развитию местной инфраструктуры, и региональным властям следовало бы воспользоваться этой возможностью. Не секрет, что туристический бизнес во многих российских городах, даже в самых привлекательных с точки зрения туриста, остается практически не развитым. Вложение в гостиницы, места отдыха, кафе и рестораны, вокзалы и местные музеи в нынешней ситуации является хорошей инвестицией.
Вторая важная тенденция – согласно статистике Ростуризма, число въезжающих в Россию туристов возросло на 16% за первый квартал текущего года. Что можно считать очень неплохим показателем. Как и следовало ожидать, интерес европейцев к России уменьшился, зато вырос интерес со стороны Китая, который сегодня является лидером въездного туристического потока в Россию. И все указывает на то, что он останется лидером на длительный срок. Ведь помимо мощного расширения сотрудничества между двумя странами на государственном уровне, обычного китайца привлекает как минимум то обстоятельство, что соотношение юаня к рублю резко выросло в 1,5—2 раза с сентября 2014 года в пользу национальной китайской валюты. И вообще, с 2000 года юань неуклонно рос по отношению к рублю, достигнув курса 50 рублей за 10 юаней в 2013 году и укрепившись на 90 рублях на сегодняшний день. Для большего привлечения китайцев Россия разработала программу «Дружественный Китай», которая способствует увеличению привлекательности России для китайских туристов и, в частности, российских отелей. По данным Росстата, за 1-й квартал 2015 г. в Россию въехало более 255 тысяч иностранных туристов, из которых 40 тысяч – китайцы, это на 25% больше, чем за аналогичный период прошлого года.
Ассоциация Туроператоров России считает, что заметное сокращение числа европейских туристов сокращает в целом турпоток в Россию, поскольку именно европейцы составляли его основной костяк. А китайцы еще пока не увеличили свое присутствие до заметного объема на российском рынке. С другой стороны, тенденция на сокращение европейских туристов и увеличение китайских очевидна для всех.