Коллекцию Бахрушинского пополнили костюмы по эскизам Бакста

В крупнейшее в мире собрание Бахрушинского театрального музея поступили два новых уникальных экспоната - балетные костюмы, созданные более ста лет назад для спектаклей легендарной антрепризы Сергея Дягилева «Русские сезоны». Костюмы пошиты по эскизам одного из самых известных художников Серебряного века Льва Бакста.

Коллекцию Бахрушинского пополнили костюмы по эскизам Бакста
Л. Бакст. Программа Русских сезонов. 1912 год. Источник: gctm.ru Автор фото: Пресс-служба Театрального музея им. А.А. Бахрушина

Москва, 14 июня - DIXINEWS.

«Возвращение в общественное достояние предметов искусства, представляющих одну из самых ярких страниц в истории отечественного театра, - не просто огромный вклад в коллекцию Бахрушинского музея, но и событие, исключительно значимое для развития всего Музейного фонда Российской Федерации. Благодаря этому приобретению театроведы получат новый материал для изучения “Русских сезонов” Сергея Дягилева и творчества Льва Бакста. Для историков моды это - дополнительные ключи к оценке влияния, которое костюмы Бакста оказали на радикальное изменение модных тенденций того времени. Все любители искусства смогут представить, как были оформлены спектакли “Русских сезонов” и почему они пользовались таким успехом в мире. После открытия первого в мире Музейно-театрального квартала “Бахрушинский” уникальные костюмы по эскизам Бакста будут выставлены в главном усадебном доме - в зале, посвященном “Русским сезонам”», - рассказала генеральный директор Бахрушинского театрального музея Кристина Трубинова.

Один из предметов, которым Бахрушинский музей пополнил свою коллекцию, - яркий, контрастной расцветки костюм шаха Земана для балета Римского-Корсакова «Шехерезада» (6+). Балет «Шехерезада», премьера которого состоялась 4 июля 1910 года в парижской Гранд Опера, стал одной из самых знаменитых постановок «Русских сезонов». Роскошные красочные декорации и костюмы Бакста неизменно вызывали овации сразу вслед за поднятием занавеса. Костюм выполнен из шелка, хлопчатобумажной и льняной ткани, а также украшен галунами и аппликацией. Эти и другие художественные решения Льва Бакста, а также введенная им практика использования полупрозрачных тканей пришли в современную моду именно после оглушительного успеха «Шехерезады» в «Русских сезонах».

Еще один комплект, поступивший в собрание Бахрушинского, - шелковое с шифоновыми вставками платье Тамары из одноименного балета Балакирева в постановке хореографа Михаила Фокина. Оно украшено галунами и металлическим сутажем, в пару к нему идет головной убор – шапочка, в оформлении которой использованы цветовые решения костюма.

«Судя по надписям и нашивкам на подкладке, где указаны имена исполнителей, а также по печатям, подтверждающим право собственности, эти костюмы были пошиты ещё во времена активной деятельности антрепризы “Русские сезоны”. В дальнейшем их использовали и в “ Русском балете Монте-Карло” (Ballet Russe de Monte Carlo). Впоследствии они находились у разных владельцев, и с 1967 года выставлялись на продажу, в частности, на аукционе Сотбис. В 2016-м костюмы были представлены на московской выставке «Лев Бакст/Leon Bаkst. К 150- летию со дня рождения». Последним владельцем костюмов стал российский частный коллекционер», - сообщила заместитель генерального директора - главный хранитель Бахрушинского театрального музея Виктория Журавлева.

Главный хранитель БТМ добавила, что в настоящее время в фондах музея хранится около 70 предметов авторства Бакста, среди которых - 46 эскизов костюмов и 11 афиш.

«Русские сезоны» знаменитого антрепренера Сергея Дягилева, который собрал для гастролей по Европе и Америке лучших артистов императорских театров Санкт-Петербурга и Москвы, работали с 1908 по 1929 год. Антреприза Дягилева стала одним из самых ярких явлений в театральном искусстве первой четверти XX века. Ее спектакли повлияли на развитие не только мирового балета, но и сценографии, живописи, дизайна, а также некоторое время определяли модные тренды. Идеи костюмов, которые были созданы по эскизам Льва Бакста, а он оформлял многие балеты «Русских сезонов», использовали кутюрье самых влиятельных модных домов Парижа того времени — Жанна Пакен, Поль Пуаре и Чарльз Фредерик Уорт.


Премьера фильма «Часы для Веры» состоялась в Музее Победы