Выставка «Северная Атлантида» расскажет о затопленных сёлах Русского Севера

Выставка «Северная Атлантида» расскажет о затопленных сёлах Русского Севера
Источник: mos.ru Автор фото: Пресс-служба Мэра и Правительства Москвы

Москва, 1 апреля - DIXINEWS.

Музей-заповедник «Коломенское» приглашает познакомиться с редкими памятниками архитектуры Русского Севера. Здесь представлена уникальная коллекция деревянных построек XVII века, каждая из которых бережно перевезена в Москву из самых отдалённых уголков России.

Во дворце царя Алексея Михайловича, расположенном в музее-заповеднике «Коломенское», начала работу выставка «Северная Атлантида». Основная цель проекта — продемонстрировать богатство и целостность культурного наследия Русского Севера.

Название выставки отсылает к мифу об исчезнувшей Атлантиде — образу, сопоставимому с судьбой северного села Крохино, ушедшего под воду. Один зал экспозиции полностью посвящен именно этому населенному пункту. География выставки охватывает территории, ранее входившие в состав Олонецкой, Архангельской, Вологодской и Новгородской губерний.

«Северная Атлантида»: маршрут по культурному ландшафту Русского Севера

Выставка раскрывает понятие Русского Севера как уникального культурного пространства через художественное путешествие. Посетители проходят путь, повторяющий маршруты древних торговцев, паломников и исследователей. Экспозиция начинается с вводного зала, который помогает осознать ключевые традиции северных территорий. Далее зритель словно отправляется в плавание по крупнейшим губерниям, расположенным вдоль северных рек.

В экспозиции представлены экспонаты из коллекций музея, студии «Русские начала» и фонда «Центр возрождения культурного наследия “Крохино”». Эти предметы связаны с жизнью вольных крестьян, которые населяли северные земли.

«На севере никогда не существовало крепостного права, и люди здесь всегда жили свободно», — объясняет Антонина Онишко, куратор выставки «Северная Атлантида».

Крохино — история, восстающая из глубин

На дне Шексны лежат остатки Крохина — процветавшего некогда посада, одного из символов Русского Севера. Первые упоминания о нем датируются 1426 годом. В XVIII веке Крохино получает статус города. В 1909 году здесь работал пионер цветной фотографии Сергей Прокудин-Горский, чьи снимки заняли особое место в экспозиции выставки.

Село было затоплено в 1964 году при прокладке Волго-Балтийского водного пути. Сегодня над водной гладью возвышаются лишь руины храма Рождества Христова — именно его снимал Василий Шукшин для фильма «Калина красная».

«Крохино напоминает волшебную сказку: здесь можно найти артефакты буквально под ногами. Земля сама отдает свою память», — утверждает Анор Тукаева, директор фонда «Центр возрождения культурного наследия “Крохино”».

Уже 15 лет фонд ведет работу по сохранению наследия села. Волонтеры живут в труднодоступной местности месяцами без электричества — с солнечными батареями, полевой инфраструктурой и большой целью вернуть подводную память народу.

Особое место занимает икона «Спас Крохинский» — мозаика, созданная художником Богданом Лавриненко из обломков фресок, сохранившихся в затопленном храме.

Рядом представлена уникальная соломорезка конца XIX века, привезённая из Царства Польского. Ее нашли среди остатков фундамента разбираемого дома, под корнями дерева.

«Артефакт обнаружили буквально в корнях дерева, выросшего на развалинах. Такие станки заказывали по каталогам состоятельные крестьяне. Возможно, этой машиной и резали солому из местного сорта пшеницы — крохинки», — делится Анор Тукаева.

Сорт пшеницы «крохинка» действительно был выведен в Крохине и до сих пор существует.

«Сохранять прошлое — это не роскошь, а внутренняя необходимость. Мы слишком долго учились отрывать себя от истории, но память — это основа человечности», — уверена Анор Тукаева.

На выставке воссозданы свадебные песни из Крохина — два года этнографы трудились над их восстановлением.

Северные наряды и речной жемчуг

На выставке можно увидеть северные украшения, включая серьги из речного жемчуга XIX века, переданные семьей из села Ненокса. Жемчуг больше не добывается в северных реках, и украшения стали настоящим символом исчезнувшего промысла.

Костюмы северянок, почти полностью утраченные, воссоздают мастера студии «Русские начала» под руководством Татьяны Вальковой. Уже четверть века они исследуют музейные фонды, выезжают в экспедиции и заново собирают мир, в котором жил костюм.

«Я предложила маленькую игру: каждый, кто входит на выставку, должен угадать, какой из костюмов современный. Очень трудно — материалы и технологии идентичны тем, что были полтора века назад», — рассказывает Татьяна Валькова.

Одним из необычных элементов костюма стали вязаные перчатки. Несмотря на крестьянский быт, в Неноксе господствовали городские традиции.

«Жители Неноксы не считали себя крестьянами. Посад был зажиточным, благодаря солеварению. Здесь быстро перенимали городские манеры и моду», — объясняет Татьяна Валькова.

Среди особо редких нарядов — девичий праздничный костюм Каргополья XVIII века. В одном музее нашли фрагмент вышивки, в другом — редчайший головной убор. Со временем элементы сложились в единую картину.

Крой костюма из Шенкурского уезда Архангельской губернии реконструировали в январе этого года по подлинникам из местного краеведческого музея. Мастер Сусанна Савинюхова воссоздала почелок — венец конца XVIII века — с использованием подлинных стеклянных бусин XIX столетия.

Палитра Русского Севера: сила цвета

Суровые пейзажи и серое небо не мешали северным женщинам носить яркую одежду. Преобладал особенно красный: даже повседневные сарафаны ткали из нитей белого и алого цветов.

«Даже будничные сарафаны ткались из красных и белых нитей. Видимо, женщины заряжались через цвета — это внутреннее движение, вопреки природе», — замечает Татьяна Валькова.

Женская мода на Севере была не просто украшением, а частью культурной игры. На праздниках у девушки могло быть несколько нарядов для разных этапов дня.

«В храм она шла в одном, обедала в другом, на вечерку переодевалась в третий. Это способ проявить себя, показать, на что ты способна», — рассказывает Татьяна Валькова.

Вышивка как судьба

Каргопольский уезд — колыбель русской вышивки. Тамбурная техника здесь имела местное название — «мышиная тропка». Такое прозвище связано с внешним видом стежков.

«Стежки такие крошечные, что напоминают следы мыши на снегу», — комментирует Ольга Климова, преподаватель студии «Русские начала».

Рисунки снимали с имеющихся тканей, прикладывая мокрую материю — таким образом переносили орнамент. Часто черпали вдохновение из окружающей природы.

«Мороз рисует на стекле — и эти узоры тут же превращаются в вышивки. Так природа становится частью костюма», — поясняет Ольга Климова.

Умение вышивать определяло судьбу девушки.


Популярное сегодня

Специальные маршруты ко Дню защиты детей появились в проекте «Узнай Москву»

Специальные маршруты ко Дню защиты детей появились в проекте «Узнай Москву»

В Москве начались продажи российской мушмулы и шелковицы на ярмарках

В Москве начались продажи российской мушмулы и шелковицы на ярмарках

Современный жилой квартал в Бирюлеве Восточном построят по программе КРТ

Современный жилой квартал в Бирюлеве Восточном построят по программе КРТ

Задержки рейсов в Шереметьево: предупреждение от представителей аэропорта

Задержки рейсов в Шереметьево: предупреждение от представителей аэропорта

В центре Москвы открылись новые площадки фестиваля «Сады и цветы»

В центре Москвы открылись новые площадки фестиваля «Сады и цветы»

Звёзды джаза Долина, Сюткин и Бутман выступят на Московском фестивале

Звёзды джаза Долина, Сюткин и Бутман выступят на Московском фестивале

На юго-востоке и востоке Москвы появятся современные спорткомплексы с бассейнами

На юго-востоке и востоке Москвы появятся современные спорткомплексы с бассейнами

Медики Москвы получили награды за работу на новых территориях

Медики Москвы получили награды за работу на новых территориях

«Зеленый маркет» открылся на Болотной площади Москвы

«Зеленый маркет» открылся на Болотной площади Москвы

В Музее Победы откроется выставка к годовщине битвы за Москву