В России появится первый беспилотный метропоезд
Москва, 29 октября - DIXINEWS.
Искусственный интеллект будет управлять разгоном, торможением и работой дверей, в то время как машинист будет следить за безопасностью. Испытания пройдут без пассажиров в ночное время на Большой кольцевой линии.
Расширение использования умных технологий — ключевой элемент стратегии развития города. На это указал Сергей Собянин в своем блоге.
«Искусственный интеллект уже давно стал рабочей технологией практически во всех сферах городского хозяйства Москвы. Он активно внедряется и в транспортной сфере, что делает поездки по городу более комфортными, быстрыми и безопасными», — отметил Мэр Москвы.
Искусственный интеллект стал ключевым элементом в развитии интеллектуальной транспортной системы, которая управляет движением на дорогах Москвы. Начиная с 2021 года на МКАД, Московском скоростном диаметре и других магистралях было установлено свыше 1,5 тысячи интеллектуальных камер. Они непрерывно следят за дорожной обстановкой в режиме реального времени.
Система распознает 13 типов инцидентов. В онлайн-режиме за несколько секунд умные камеры передают сигналы о нестандартных ситуациях на дорогах в ситуационный центр Центра организации дорожного движения (ЦОДД). Информация поступает оператору, который принимает решение, например о вызове на место происшествия дорожного патруля или оперативных служб.
С умными камерами синхронизирована сеть из 160 табло экстренной информации, размещенных на МКАД. Эти табло информируют водителей о дорожных происшествиях, погодных условиях и уровни загруженности трасс. На них выводятся предупреждения о возможных помехах или дорожных работах. В течение первых девяти месяцев 2025 года система обработала более миллиона инцидентов. Это позволило снизить количество дорожно-транспортных происшествий на МКАД на 11% и сократить число пострадавших на 18% по сравнению с тем же периодом 2021 года.
На базе искусственного интеллекта функционирует также система фотовидеофиксации Москвы, которая признана одной из самых технологически продвинутых в мире. Около 3,8 тысячи комплексов фиксируют 65 различных нарушений правил дорожного движения. С начала 2025 года количество зафиксированных нарушений снизилось на 12% по сравнению с предыдущим годом, составив примерно 28 миллионов.
Камеры помогают не только находить украденные автомобили, но также предотвращать их кражи. За последние 13 лет количество угонов машин в Москве уменьшилось на 96 процентов.
Система следит за безопасностью пользователей электросамокатов. 350 специализированных камер обеспечивают контроль соблюдения правил на наиболее загруженных участках. С помощью нейросетей фиксируются случаи превышения скорости и нарушения на пешеходных переходах. С начала года комплексы фото- и видеонаблюдения ЦОДД зафиксировали более 4,8 тысячи нарушений пользователей средств индивидуальной мобильности.
В Москве установлено около тысячи "умных" перекрестков. Система с помощью датчиков и видеодетекторов анализирует трафик, оптимизируя работу светофоров в зависимости от текущей ситуации, при этом преимущество отдается общественному транспорту.
Днем автомобили преодолевают перекрестки на 25–30 процентов быстрее, а пешеходы ожидают зеленый свет на 20–25 процентов меньше времени, чем до внедрения интеллектуальной системы. Ночью время ожидания сокращается в два–три раза. В ближайшие годы до 70 процентов перекрестков планируется модернизировать, что позволит повысить скорость проезда и снизить загруженность дорог Москвы.
Безопасность в общественном транспорте Москвы с 2020 года обеспечивает система видеоаналитики «Сфера». Технология распознавания лиц помогает в поиске правонарушителей и без вести пропавших людей. Благодаря этом в московском транспорте было выявлено свыше 19 тысяч правонарушителей и найдено более 2,6 тысячи пропавших, включая свыше 450 детей.
«Внедрение искусственного интеллекта открывает новые перспективы для развития городского транспорта, который станет еще удобнее и безопаснее», — отметил Сергей Собянин.
