Дмитрий Ливанов: «Никаких принципиальных изменений в жизни школы в ближайшие два года происходить не будет»

В ближайшие два года никаких серьезных изменений в системе школьного образования не планируется.

Об этом в ходе II Общероссийского родительского собрания заявил Министр образования и науки Российской Федерации Дмитрий Ливанов.

Министр образования Дмитрий Ливанов на общероссийском школьном собрании. Источник: dixinews.ru Автор фото: Елена Малкова

Москва, 31 августа - DIXINEWS.

Ежегодная встреча Министра образования и науки Российской Федерации Дмитрия Ливанова с представителями родительского сообщества состоялась 27 августа на площадке ГБОУ города Москвы «Многопрофильный лицей № 1501». Благодаря телемосту, принять непосредственное участие в мероприятии смогли жители 10 регионов России. Прямая трансляция Общероссийского родительского собрания велась на сайтах Минобрнауки России и «Российской газеты», а также на официальном канале Минобрнауки России на YouTube.

Ведущей мероприятия выступила Валерия – мама троих детей, певица, народная артистка Российской Федерации, член Национальной родительской ассоциации (НРА). Ассоциация является главным партнером Минобрнауки России в организации мероприятия и развитии всего проекта «Общероссийское родительское собрание».

В своем вступительном слове Дмитрий Ливанов отметил полную готовность системы образования к новому учебному году. 1 сентября откроются 43 210 общеобразовательных организаций, из них 107 – это новые, отвечающие всем современным требованиям школы. В 2015 году в первый класс пойдут 1,6 млн учеников, что на 145 тысяч больше, чем год назад. Общий прирост числа школьников, по сравнению с прошлым годом, составит 560 тысяч человек.

Глава Минобрнауки России особо подчеркнул, что никаких серьезных изменений ни в наступающем, ни в следующем учебном году в системе школьного образования не планируется. «Естественно жизнь меняется, жизнь идет вперед, но никаких концептуальных и принципиальных изменений в том, как живет наша школа, как работают педагоги, как учатся дети, происходить не будет», – отметил Дмитрий Ливанов.

На прямую связь с центральной площадкой вышли школы, гимназии и лицеи из Ярославской, Тюменской и Пензенской областей, Чеченской Республики, Хабаровского, Алтайского, Краснодарского, Пермского краев, городов Санкт-Петербург и Севастополь. Кроме того, министр ответил на вопросы родителей в зале и обращения, поступившие через специальный раздел сайта Минобрнауки России. За полтора часа общения был охвачен широкий спектр волнующих родителей всей страны тем и вопросов: ЕГЭ, дополнительное образование, добровольные пожертвования школе, покупка школьной формы, введение единых учебников по основным предметам, обеспечение электронными учебниками, профилактические осмотры и др.

Предлагаем вашему вниманию тезисы ответов Дмитрия Ливанова на наиболее важные вопросы, прозвучавшие в ходе II Общероссийского родительского собрания.

О новой методике проверочных работ для 4 класса:

Проверочные работы после 4 класса всегда были и будут. Сейчас речь идет о том, чтобы в разных регионах, разных школах проводить их по одной и той же методологии, чтобы была возможность сравнения. Для этого вводятся новая методика, новое содержание этих проверочных работ. Но это не имеет никакого отношения к итоговой аттестации и ЕГЭ и не приведет к увеличению нагрузки на детей и учителей.

О введении ЕГЭ по английскому языку:

Федеральные образовательные стандарты предполагают, что с 2022 года экзамен по английскому языку станет третьим обязательным экзаменом наряду с экзаменами по русскому языку и математике. Это действительно произойдет, и мы к этому готовимся.

О введении единых учебников по основным предметам:

Является крайне важным, чтобы у учителя была возможность выбора. Мы действительно должны обеспечить всем нашим детям, которые получают образование в школе, единое ядро фундаментальных школьных знаний. Речь не идет о переходе на стандартные лекала, по которым будут учиться все ученики и работать все школы. Речь идет о свободе учителей в выборе учебных материалов, которые максимально полезны для детей и максимально полно способствуют решению задачи воспитания и образования.

О приобретении школьной формы:

Никто не может навязать родителю необходимость покупки школьной формы в определенном магазине. Или у определенного производителя. Школьная форма задает определенную модель одежды, но приобретена она может быть у любого производителя.

Об обеспечении электронными учебниками:

Каждый ребенок получает бесплатный комплект учебников перед началом нового учебного года. Начиная с этого года каждый учебник сопровождается электронной версией. Естественно, эта электронная версия поставляется вместе с новыми учебниками в тот момент, когда происходит закупка учебника у издательства. Поэтому постепенно, не сразу на 100%, но все электронные учебники войдут в жизнь каждой школы, станут доступны для каждого ученика.

О добровольных пожертвованиях школе:

Все, что связано с обеспечением федерального образовательного стандарта, – образовательная программа, дополнительные занятия, вопросы безопасности и комфорта детей, – должны быть решены за счет бюджетных средств. Каждая школа должна получать финансирование в объеме, необходимом для полного выполнения важных функций. Это не исключает того, что родители могут добровольно оказывать школе помощь для решения каких-то конкретных задач. Если, например, родители считают, что уровень безопасности в школе недостаточен, они могут на добровольной основе, договорившись, «скинуться» и найти дополнительные деньги для усиления охраны. То же самое относится и к другим аспектам школьной жизни. Принципиальна добровольность этих пожертвований. В том, что родители помогают школе, ничего плохого нет. Это было всегда. Но все должно иметь разумный предел и быть обосновано.

Об участии родителей в решении вопросов, связанных с реорганизацией школ:

Укрупнение может быть обосновано только в том случае, если идет на пользу самим ученикам. Основные выгодополучатели этого процесса – ученики. Если объединение идет на пользу, повышает учебные достижения учеников, это можно делать. Если нет, то его даже обсуждать бессмысленно. Как могут влиять родители на вопросы, связанные с реорганизацией школ? Самым прямым образом. Такие решения могут приниматься только на основании добровольного волеизъявления, во-первых, самих педагогических работников, а во-вторых, управляющих советов, которые есть при школах. Родительские советы и педагогические коллективы должны обязательно высказываться по вопросам, связанным с объединениями. Только при наличии их желания к объединению, только при очевидности преимуществ, которые объединение приносит, можно это делать.

О приеме в школу:

Школа обязана принимать всех детей, которые оказались – либо живут, либо временно находятся – на территории соответствующего муниципалитета. Ни один ребенок не должен остаться без места в школе. Единственное основание для отказа – отсутствие свободных мест. Тогда муниципалитет обязан предоставить для этого ребенка место в другой школе. Так этот вопрос решает наше законодательство.

О внедрении инклюзивной модели образования:

В настоящее время уже более 50% детей с особыми образовательными потребностями обучаются в обычных школах. Позиция Минобрнауки России состоит в том, что у родителей должен быть выбор: получение образования в режиме инклюзии либо в специализированной школе или специализированном классе. Сеть коррекционных школ ни в коем случае не должна сокращаться. Не должно быть необоснованного сокращения школ, которые специально созданы для работы с детьми с особыми образовательными потребностями.

О перспективных перехода всех школ на односменный режим обучения:

Современное качественное образование возможно только в режиме односменного обучения. Но сегодня в среднем по России еще около 20% детей учатся во вторую смену. Многие школьные здания исчерпали свой ресурс. Это серьезный вызов, стоящий перед системой образования. В течение 10 лет – до 2025/26 учебного года – предстоит создать более 6 млн новых мест в школах. В этом году построено более 100 новых зданий по всей стране. Но этого явно недостаточно для решения такой масштабной задачи. Поэтому со следующего года Правительство РФ начинает специальную программу с существенным финансированием из федерального бюджета по строительству новых школьных зданий и расширению образовательной инфраструктуры.

О преподавании русского языка в национальных республиках:

В национальных республиках запущена специальная программа по повышению уровня преподавания русского языка в школах. Она включает в себя и переподготовку учителей русского языка, и изменения в программах находящихся на территории этих республик педагогических вузов, и стажировки учителей. Для достижения поставленных целей требуется несколько лет очень серьезной работы, и мы к ней готовы.

О поддержке технического творчества школьников:

В прошедшем учебном году охват детей кружковой работой вышел на уровень, который был в конце советского периода. Провал, возникший в 90-е годы, преодолен, но нужно двигаться дальше. Появились современные технологии и современные сферы деятельности, например, робототехника. В федеральном государственном образовательном стандарте основной школы – с 5 по 9 класс – специальное время посвящено вопросу ранней профессиональной ориентации школьников. Это могут быть специальные уроки на предприятии, в инжиниринговом центре, техническом вузе. Это могут быть внеурочные занятия, любые формы кружковой или секционной работы, призванные пробудить в ребенке интерес к техническому творчеству. Возможности сегодня есть. Новые образовательные стандарты эти возможности обеспечивают ресурсами. И очень важно, чтобы в каждом регионе программа развития технического творчества детей была принята и реализовывалась.

Об информационной безопасности в школьной программе:

Каждый год в сентябре по всей России проводится специальный урок, посвященный безопасности в сети Интернет. Предстоящий учебный год не исключение. Но важно, чтобы внимание к этой теме не ограничивалось одним днем и одним уроком в сентябре. Вопросы информационной безопасности должны найти отражение в школьной программе: и в предмете, который называется «Основы безопасности жизнедеятельности», и в курсе информационных технологий. И в целом вся обстановка школьной жизни должна готовить детей к тому времени, когда они станут взрослыми и должны будут уметь самостоятельно противостоять вредным воздействиям, рискам, которые несет в себе современная жизнь.

О профилактических осмотрах и допуске в школу без справки:

Медицинская справка не является обязательным документом для того, чтобы ребенок первого сентября был допущен к урокам в школу. Но вопросы заботы о здоровье детей действительно крайне актуальны. Очень хорошо, что вот уже два года все без исключения дети проходят ежегодную диспансеризацию.

О доступности бесплатного дополнительного образования в Москве:

Во многих регионах родители обеспокоены вопросом доступности бесплатного дополнительного образования. Никаких оснований для беспокойства здесь нет. Москва, конечно, особый регион – здесь активно происходят процессы объединения не только школ, но и детских садов, организаций дополнительного образования с созданием многопрофильных образовательных комплексов. Но у нас есть задача расширения охвата детей не только школьным дополнительным образованием. Речь идет о том, чтобы в полном объеме сохранялись и специализированные организации дополнительного образования – дворцы творчества, музыкальные и спортивные школы. Чтобы гарантировать, что в каждом регионе останется базовая сеть внешкольных организаций дополнительного образования, разрабатывается специальный реестр системообразующих организаций дополнительного образования, которые ни в коем случае не должны потерять независимость и ни при каких условиях не должны быть закрыты, а должны обязательно оставаться и развиваться.

Популярное сегодня

Максим Фадеев назвал скандальную вечеринку Ивлеевой позором на мировом уровне

Максим Фадеев назвал скандальную вечеринку Ивлеевой позором на мировом уровне

Прошедшая ночь в Москве оказалась самой холодной за последние 28 лет

Прошедшая ночь в Москве оказалась самой холодной за последние 28 лет

Ёлки, снежинки и снегири: новогодние поезда курсируют в метро Москвы

Ёлки, снежинки и снегири: новогодние поезда курсируют в метро Москвы

"Искупление грехов": владелец клуба, в котором проходила вечеринка Ивлеевой, сделал подарок храму

"Искупление грехов": владелец клуба, в котором проходила вечеринка Ивлеевой, сделал подарок храму

Фасады четырех московских вокзалов решили обновить

Фасады четырех московских вокзалов решили обновить

Москвичам рассказали, когда станет доступна виртуальная "Тройка"

Москвичам рассказали, когда станет доступна виртуальная "Тройка"

Обновлённый корпус московской клинической больницы № 52 принимает первых пациентов

Обновлённый корпус московской клинической больницы № 52 принимает первых пациентов

Отключение света помешало премьере фильма в Москве

Отключение света помешало премьере фильма в Москве

Сервис "Моя семья" уже три года помогает людям искать своих предков

Сервис "Моя семья" уже три года помогает людям искать своих предков

Состоялись совместные учения ФСКН России и Таджикистана