Для современной России процессы старения населения также являются актуальными. Численность жителей в возрасте старше трудоспособного (женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет) с 29,8 млн человек в 2002 году достигла 33,8 млн человек на начало 2014 года.
При этом удельный вес лиц старше трудоспособного возраста в населении страны увеличился с 20,5% в 2002 году до 23,5% на начало 2014 года, то есть практически каждый четвертый человек находится в возрасте старше трудоспособного.
Вместе с тем заметен рост продолжительности жизни населения – с 67,61 года в 2007 году до 70,76 года в 2013 году.
Стоит также отметить, что продолжительность жизни у женщин по сравнению с мужчинами более высокая. Так, продолжительность жизни у женщин в 2007 году составляла 74,02 года, в 2013 году – 76,3 года, у мужчин в 2007 году – 61,46 года, в 2013 году – 65,13 года.
По прогнозам Росстата, в предстоящем десятилетии тенденции, характеризующие старение населения в Российской Федерации, сохранятся. По среднему варианту прогноза Росстата, к началу 2021 года доля лиц старше трудоспособного возраста в общей численности населения страны возрастет до 26,7%, а их численность достигнет 39,5 млн человек.
Складывающаяся демографическая ситуация ставит новые задачи и цели перед государством и обществом, направленные не только на обеспечение основных потребностей пожилых граждан для поддержания условий жизнедеятельности, но и на создание условий для активного участия пожилых граждан в политической, социальной и иных сферах общества для обеспечения совместного принятия решений.
В связи с этим по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации «О развитии системы социальной защиты граждан пожилого возраста», состоявшегося 5 августа 2014 года, Президентом Российской Федерации дано поручение разработать и утвердить Стратегию действий в интересах граждан пожилого возраста.
В настоящее время проект Стратегии действий в интересах граждан пожилого возраста до 2025 года согласовывается между заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
Стратегия содержит цели, задачи, направления государственной политики, которые направлены на улучшение качества жизни пожилых граждан в зависимости от их индивидуальной нуждаемости и потребностей.
Также необходимо отметить, что государство гарантирует гражданам право на социальное обслуживание в порядке и на условиях, которые устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
С 1 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».
Основной задачей закона является совершенствование системы предоставления социального обслуживания, в том числе посредством предоставления социальных услуг в целях решения проблем конкретного человека.
В законе четко сформулирован новый базовый принцип социального обслуживания – ориентация на индивидуальную оценку нуждаемости гражданина, более совершенный механизм предоставления социальных услуг на основе индивидуальных программ, которые будут включать в себя именно тот спектр услуг, которые необходим человеку для улучшения условий его жизнедеятельности.
Закон направлен на создание качественно новой системы социального обслуживания, включающей:
• обеспечение доступности социальных услуг высокого качества для всех нуждающихся граждан;
• развитие всех форм предоставления социальных услуг гражданам;
• развитие практики благотворительной деятельности граждан и организаций, а также распространение добровольческой деятельности (волонтерства).
Сфера социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов отличается многообразием видов учреждений, предоставляющих социальные услуги.
По состоянию на 1 января 2014 года действовало 1354 стационарных учреждения для граждан пожилого возраста и инвалидов (домов-интернатов, психоневрологических интернатов, реабилитационных центров для инвалидов, домов милосердия, геронтологических центров).
Пенсионное обеспечение пожилых людей
По данным Пенсионного фонда Российской Федерации, по состоянию на 1 июля 2015 года общая численность пенсионеров, получателей трудовых пенсий по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца составляет порядка 39 млн человек, из них 15 млн человек являются работающими.
Ежегодно осуществляется индексация трудовых пенсий с учетом роста цен на потребительские товары.
Так, с 1 февраля 2015 года страховые пенсии проиндексированы на 11,4%. Индексация с 1 февраля 2015 года размеров страховых пенсий по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца, а также фиксированных выплат к ним позволила повысить уровень пенсионного обеспечения почти 39 млн человек, получающих на дату перерасчета страховые пенсии.
В результате индексации средний размер страховой пенсии составляет 12 464 рубля, при этом страховая пенсия по старости – 12 930 рублей, страховая пенсия по инвалидности – 7 994 рубля, страховая пенсия по случаю потери кормильца – 8 040 рублей. Средний размер пенсии граждан из числа инвалидов вследствие военной травмы и участников Великой Отечественной войны, получающих две пенсии – 28 490 рублей и 30 257 рублей соответственно.
Кроме того, с 1 апреля 2015 года проиндексированы социальные пенсии – на 10,3%. Получателями социальных пенсий являются свыше 3 млн человек. Средний размер социальной пенсии составляет 8 311 рублей.
Содействие занятости пожилых людей
В январе-июне 2015 года за содействием в поиске подходящей работы в органы службы занятости субъектов Российской Федерации обратилось:
• 104,8 тыс. граждан предпенсионного возраста (в аналогичном периоде 2014 года – 97,3 тыс. человек). Нашли работу 44,9 тыс. граждан предпенсионного возраста (в аналогичном периоде 2014 года – 43,4 тыс. человек);
• 99,5 тыс. пенсионеров, стремящихся возобновить трудовую деятельность (в аналогичном периоде 2014 года – 75,6 тыс. человек). Нашли работу 44,2 тыс. человек (в аналогичном периоде 2014 года – 32,7 тыс.).
В январе-июне 2015 года приступили к профессиональному обучению 2,4 тыс. граждан предпенсионного возраста (в аналогичном периоде 2014 года – 2,0 тыс. человек).
Численность пенсионеров, стремящихся возобновить трудовую деятельность, приступивших к профессиональному обучению, составила 3,4 тыс. человек (в аналогичном периоде 2014 года – 2,5 тыс. человек).
Трудоустроены на временные работы 7,8 тыс. безработных граждан предпенсионного возраста, испытывающих трудности в поиске работы.