Президент ЕЕК Вячеслав Моше Кантор: как пандемия повлияла на нетерпимость в мире

2020 год стал испытанием не только для мировых систем здравоохранения, но и для общества как такового, его устойчивости, стабильности и крепости социальных связей. И это испытание далеко не закончено. Целый ряд экспертов, в том числе президент Европейского еврейского конгресса (ЕЕК) Вячеслав Моше Кантор в один голос утверждают: изоляция и общая атмосфера неуверенности сказались негативно на общественных настроениях, и прежде всего – на отношении людей друг к другу. Те тенденции, что Вячеслав Кантор и его коллеги отмечали относительно роста напряжённости и нетерпимости в современном обществе, стали не просто более очевидны – они обнажились во всей своей неприглядности.

Президент ЕЕК Вячеслав Моше Кантор: как пандемия повлияла на нетерпимость в мире
Президент Европейского еврейского конгресса (ЕЕК) Вячеслав Моше Кантор. Источник: moshekantor.com Автор фото: Пресс-служба ЕЕК.

Москва, 16 июня - DIXINEWS.

Нередко эксперты говорят о том, что пандемия привнесла мало нового, однако обострила те проблемы и те тенденции, которые в обществе уже существовали. В этом смысле наблюдения Вячеслава Моше Кантора подтверждаются: действительно, нетерпимость усилилась и стала более зримой, настолько, что на её взрывной рост отреагировали многие официальные власти. Однако не менее важной тенденцией сам Кантор считает и ту готовность к объединению, которую продемонстрировали многие граждане – ведь в борьбе с нетерпимостью как раз объединение усилий должно сыграть ключевую роль, уверен Моше Кантор.

Предвестники беды

Проблема нетерпимости и особенно антисемитизма для президента ЕЕК Вячеслава Моше Кантора стоит остро уже в виду специфики его общественной деятельности. И именно за счёт постоянного и пристального внимания к этой проблеме Кантор имел возможность обозначить её актуальность ещё до того, как проблема эта стала очевидна и для «непосвящённых». Уже в начале 2020 года, за пару месяцев до начала глобального кризиса, спровоцированного вспышкой вируса, Моше Кантор уже поднимал на самом высоком уровне проблему критического роста антисемитизма в обществе и призывал к глобальному объединению усилий для борьбы с ней.

Более того, саму проблему антисемитизма Вячеслав Кантор посчитал достаточно серьёзной, чтобы полностью посвятить ей прошедший в Иерусалиме в январе 2020 года Пятый Всемирный форум памяти Холокоста, приуроченный к 75 годовщине освобождения концентрационного лагеря Аушвиц (Освенцим). Однако даже тема сохранения памяти о Холокосте Кантором была подана в контексте проблем сегодняшнего дня – а именно, как её утрата играет на руку росту националистических и ненавистнических настроений.

О тематическом направлении форума Кантор заявлял сразу на предшествующих форуму конференциях. Как пояснял Моше Кантор, сбор столь высокопоставленных гостей для обсуждения проблемы роста нетерпимости является на самом деле поводом для выработки и стратегий для борьбы с ней, создания в каком-то смысле единого фронта против нарастающей в обществе агрессии.

К началу 2020 года антисемитизм действительно уже представлял собой серьёзную угрозу, и наблюдения эти подтверждаются фактами: сам Вячеслав Кантор в своих выступлениях как на форуме, так и на предваряющих его пресс-конференциях нередко опирался на данные специалистов Центра Кантора по изучению современного европейского еврейства, экспертного центра, который сам Кантор открыл в 2010 году при Тель-Авивском университете. С тех пор Центр Кантора ежегодно публикует доклады об уровне антисемитизма в мире, опираясь на статистику и исследования как официальных властей, правоохранительных органов, так и международных организаций, и общественных объединений, работающих над защитой прав человека.

Рост антисемитизма ощущают прежде всего сами евреи, рядовые граждане, внезапно переставшие чувствовать себя в безопасности в Европе, говорит Кантор. Об этом говорит, в частности, последнее исследование Агентства ЕС по основным правам, которые также не раз приводил Вячеслав Кантор: согласно опросам, 70% евреев заявляют о том, что бояться в общественных местах и на улицах как-либо идентифицировать свою принадлежность к нации, а почти половина и вовсе размышляют о возможной эмиграции.

Причины роста антисемитизма Вячеслав Моше Кантор ещё год назад видел прежде всего в нестабильности самого общества, основывающемся на той экономической и политической нестабильности, которая окружает людей. Играет свою роль и рост невежества среди людей, та же самая утрата исторической памяти о Холокосте – а вместе с ней и исторических уроков о реальной опасности ненависти. Что касается стремительного распространения антисемитизма и даже в какой-то степени его «нормализации» в информационном пространстве и общественном дискурсе, то тут Вячеслав Кантор возлагает вину на политиков-популистов радикального толка, которые нередко транслируют антисемитизм в том числе и с политических трибун, а также выставляют евреев виновными в тех или иных глобальных проблемах – тренд, который, увы, также найдёт своё отражение и дальнейшее развитие в период пандемии. Антисемитизм в целом в каком-то смысле стал объединяющим звеном для радикалов и экстремистов самого разного толка, будь они крайне правыми или крайне левыми, отмечает Кантор. Испытывая разногласия по многим прочим вопросам, в своей нетерпимости по отношению к евреям эти силы нередко сходятся.

Кризис ненависти

Действительно, уже на момент начала 2020 года уровень антисемитизма в мире достиг таких высот, что беспокоил многих экспертов. Эксперты Центра Кантора отметили, что за 2019 год преступлений на почве антисемитизма уже стало больше на 18%. А учитывая, что речь идёт не просто об инцидентах, но об актах насилия, то рост этот не может не беспокоить. В целом, отмечали в Центре Кантора, число подобных случаев в 2019 году стало самым высоким за последние несколько лет. Больше всего подобных преступлений пришлось на США, Великобританию, Германию и Францию, в то время как в России и других бывших странах СНГ случаи были единичными.

Эти данные по традиции были опубликованы весной, и уже тогда Вячеслав Кантор заявлял о возможности ухудшения трендов и обострении ситуации с антисемитизмом на фоне пандемии, которая тогда лишь набирала обороты. Впрочем, собственные прогнозы Кантор подтвердил официальными данными из многих стран, где представители органов правопорядка ещё в первые месяцы карантина заявляли о резком росте нетерпимости, особенно в сети. Расизм, антисемитизм и другие формы ксенофобии манифестировались в виде обвинений в распространении вируса, и евреи не избежали тех же обвинений. Более того, как отмечал Кантор, их нередко обвиняли и в создании вируса, и в умышленном его выпуске – что печально знакомо коррелирует с теориями заговора прошлого.

В своих комментариях Вячеслав Кантор обратился к властям ведущих стран с предупреждением о том, что даже после победы над пандемией нельзя будет избежать общественных проблем, зачатки которых уже были видны – необходимы будут меры против роста экстремизма и популизма самого разного рода, ведь почва для этого роста сложилась слишком благодатная.

Предсказания Вячеслава Моше Кантора стали сбываться практически сразу, и уже через несколько месяцев стало очевидно, что страх и растерянность общества стала нередко выливаться в весьма негативные тенденции: непонимание, что происходит, создало подходящую атмосферу для распространения самых разных лживых теорий, слухов и обвинений, дискриминации «чужих» и прочего «внешнего зла», которое назначали виновным за всеобщий кризис. А уж кто принимал личину чужого, нередко зависело от активности отдельных злонамеренных радикальных или экстремистских группировок, оседлавших эту повестку.

Негативным настроениям, признаёт Вячеслав Кантор, способствовали и сопутствующие пандемии проблемы: изоляция, потеря работы многими людьми, падение доходов и в целом неуверенность в завтрашнем дне. В подобной атмосфере злость и желание наказать хоть каких-то виновных распространяются со скоростью пожара. А этим уже в свою очередь воспользовались те силы, которым подобные настроения только на руку для продвижения собственных идеологий, основанных на ксенофобии, антисемитизме и ненависти.

Разумеется, сама пандемия уже представляла собой неразрешимую на первый взгляд проблему, на борьбу с которой были брошены все силы. Сам Вячеслав Моше Кантор также внёс посильный вклад, выступив одним из организаторов международной медицинской конференции летом 2020 года, собравшей за виртуальным, но всё же круглым столом практикующих медиков и исследователей со всего мира. Моше Кантор в своей вступительной речи приветствовал то объединение, что продемонстрировали перед лицом угрозы медики, и обратил внимание на то, что подобное же объединение нужно от всего международного сообщества. Мир как будто завис над пропастью, а всё его население – пассажиры, запертые внутри, провёл аналогию Кантор. И чтобы эту пропасть преодолеть, всем необходимо действовать сообща и вместе. Тем более, что история уже не раз преподала урок человечеству о том, какими серьёзными общественными проблемами зачастую сопровождаются глобальные кризисы, будь то Великая депрессия или даже экономический кризис 2008 года. В своём выступлении Вячеслав Кантор даже напомнил, что именно после эпидемии испанки – последней крупной мировой эпидемии – получили распространение те взгляды, которые вылились в нетерпимость и национализм Европы начала XX века, впоследствии приведшие ко Второй мировой войне.

С улиц в сеть

В ходе всего 2020 года предсказанное Кантором обострение ненавистнических настроений сбылось. В то время как сами преступления на почве антисемитизма в большинстве стран (хоть и не во всех) свелись к минимуму из-за изоляции как потенциальных преступников, так и потенциальных жертв, злоумышленники перенесли свою нетерпимость в интернет. Учитывая, что во время изоляции именно в сети протекала почти вся социальная жизнь общества, степень распространения ненависти там не может не внушать опасений. Самые разные исследования подтверждали все опасения Вячеслава Кантора: информационное пространство буквально взорвалось самыми разными антисемитскими теориями заговора, обвинениями евреев как в создании вируса и его распространении, так и в желании нажиться на якобы уже давно разработанном лекарстве.

Конечно, свою роль сыграли испуг и неуверенность людей, создавшая ту самую почву, на которой могут процветать самые дикие и абсурдные теории до тех пор, пока они дают простые ответы на сложные вопросы. Однако дело не ограничилось лишь оскорблениями, нападками и лживыми измышлениями – как позже пояснял сам Кантор уже на основании тех данных, что в 2021 году представили эксперты Центра Кантора, антисемитизм в интернете и за его пределами приобрёл и совсем новые формы, неизвестные прежде. От зум-бомбардировок, когда экстремисты взламывали конференции с участием раввинов и врывались на них, до использования символики и образов Холокоста в кампаниях против ограничительных мер и прививок – всё это стало «достоянием» именно 2020 года, отмечал Вячеслав Кантор. О последнем и говорить не стоит – что может быть более неподобающим, чем сравнивать ограничительные меры пандемии с теми ужасами, что пережили жертвы Холокоста, и приравнивать к ним собственные «лишения» от карантина? Не говоря уж о том, с какой готовностью противники вакцинации сравнивали её с бесчеловечными экспериментами над людьми со стороны нацистских учёных?

По мнению Вячеслава Моше Кантора, уже само явление, то, что без евреев и их «вмешательства» не обходится обсуждение столь глобального кризиса, уже говорит о том, как глубоко проник и укоренился в обществе антисемитизм. Что бы ни произошло в мире, теории заговора, очерняющие евреев и указывающие на их причастность, уже тут как тут. А учитывая, какой агрессивной стала травля в сети, Вячеслав Кантор и вовсе считает, что борьба с пандемией в масштабном смысле превратилась уже в борьбу за здоровье общества как такового – не только физического, но и духовного.

Ответные меры

Выступая на всё той же конференции по коронавирусу, Вячеслав Кантор отметил как беспокоящий факт то, что, несмотря на очевидную необходимость объединения усилий перед лицом столь глобального испытания, ведущие страны продолжают разрываться от международных конфликтов на почве экономических, военных или информационных разногласий. Однако нельзя не отметить, что со временем ситуация начала меняться, и всплеск нетерпимости всё же вызвал реакцию у тех, кто должен принимать важнейшие решения.

В конце 2020 года Европейский союз вынужден был не только вновь официально подтвердить свою приверженность борьбе с антисемитизмом, но и дополнить уже принятую несколькими годами ранее Декларацию о борьбе с ним, отдельно включив пункты о противостоянии нетерпимости в интернете, а также подчеркнув, что антисемитизм – это не просто угроза для евреев, но и удар по европейским ценностям как таковым, а потому опасен для всего общества. Вячеслав Моше Кантор горячо приветствовал это дополнение, как и следующий шаг ЕС – публикацию руководства по практическому применению рабочего определения антисемитизма, за само принятое которого Вячеслав Кантор также выступал не один год, прежде чем в 2017 году оно было одобрено депутатами Европарламента. Однако практическая реализация этого решения во многих сферах встретилась с препятствиями именно из-за отсутствия чётких рекомендаций и примеров. Когда же руководство было опубликовано, Кантор выразил уверенность в том, что теперь переход от теории к практике по использованию определения антисемитизма должен наконец состояться и пройти легче.

Тем не менее, нельзя отрицать, что определённый урок миру как в плане глобального здоровья, так и в плане здоровья общественного уже был нанесён, и об этом Вячеслав Кантор также продолжает говорить. Ненависть, заключённая сегодня в сети, рано или поздно может найти выход на улицы, и Кантор не скрывает, что еврейские общины в страхе ожидают этого. Как тело уязвимо перед вирусами, говорит Вячеслав Кантор, так и общество уязвимо перед болезнями ненависти. И, как и в борьбе с пандемией, противостояние этим болезням в социальной сфере требует от всего международного сообщества не меньшей отваги, преданности делу и объединения.


Популярное сегодня

Вместо тысячи слов дарите вещи с гравировкой