О проблеме нехватки летных кадров шли горячие споры пару лет назад, когда авиакатастрофы шли одна за другой. На конференциях и форумах, посвященных этой теме, многие эксперты приходили к выводу, что истоки проблемы кроятся в нехватке квалифицированных кадров и упадке системы высшего образования для пилотов – что и стало причиной участившихся авиапроишествий. Ведь кадры в небе решают все.
Именно тогда, в августе 2014 года, было принято решение – разрешить российским авиакомпаниям принимать на работу иностранных пилотов. Решение довольно противоречивое, оно не понравилось никому, но оно было вынужденным. Российские летные учебные заведения, например, заявляли о своей готовности удовлетворить потребность отечественной авиации в кадрах. Однако далеко не все выпускники летных ВУЗов готовы работать по специальности. Между тем, государство тратит деньги на подготовку специалиста, а он не хочет летать. А при глубоком изучении вопроса выясняется, что и не хотел изначально, просто человеку было нужно высшее образование. Такое отношение в итоге и приводит к вымыванию из профессии опытных пилотов и к дефициту квалифицированных кадров.
В то же время, мировая статистика говорит, что почти в 50% авиакатастроф причиной является ошибка пилота. Большинство крупных аваиапроишествий в России последних лет также напрямую или косвенно связано именно с этим фактором. Более того, расследование происшествий следственным комитетом РФ показало, что зачастую это была не просто ошибка пилота, а ошибка неподготовленного пилота.
В 2011году разбился Як-42 в Ярославле с хоккейной командой «Локомотив» - один из пилотов имел поддельный допуск к полетам. Авария ATR-72 под Тюменью в 2012 году – КВС имел явно поддельную летную книжку. Боинг в Казани в 2013 году – недостаточное количество часов налета у пилотов. И т.д. При расследовании причин аварий вскрылись множество факторов продажи поддельных документов об окончании летных учебных заведений, о повышении квалификации – фактически при таком подходе к управлению самолетом мог быть допущен вообще любой человек без какой либо летной подготовки. И таких людей брали на работу, были даже пилоты, не имеющие допуск к полетам.
В итоге к решению задач в небе подключился ДОСААФ РФ. Новый руководитель организации – генерал-полковник Александр Колмаков, начал реформу летной подготовки в ДОСААФ РФ, чем сразу привлек внимание общественности и профессионального летного сообщества. Как говорит сам Александр Колмаков: «небо – дело серьезное, ошибки всегда заканчиваются трагедией», поэтому генерал-полковник, сам бывший десантник и знающий эту истину не понаслышке, считает своим долгом прервать эту тревожную тенденцию. В Ярославле Колмаков уже реорганизовал и перезапустил работу летной школу, которой присвоено имя Терешковой. В целом сейчас запланирована глубокая реорганизация системы летной подготовки ДОСААФ, летный парк которого насчитывает более 1000 самолетов.
Сегодня крайне важно, что ДОСААФ России возобновляет первоначальную летную подготовку своих воспитанников. Во-первых, именно в юном возрасте прививается любовь к будущей профессии. В этом возрасте человек испытывает самые сильные переживания и впечатления, поэтому с большой долей вероятности, что поступив и окончив высшее летное училище, выпускник останется верен профессии. Во-вторых, начальная подготовка позволит создать тот задел знаний и умений, которого сегодня не хватает многим студентам летных училищ, а в итоге – и пилотам. В результате авиация получит не только профессионала, но и преданного своему делу авиатора. Таким образом, ДОСААФ России будет способствовать решению проблемы дефицита опытных пилотов. И такие начинания можно только приветствовать.