Московские гастроли театра балета Бориса Эйфмана завершатся легендарной «Анной Карениной» в Большом театре

Специально приглашённые гости одного из самых главных театров страны – Большого театра, вновь радуют жителей столицы своими фантастическими творениями – хитами современной балетной драмы – спектаклями «Чайка. Балетная история» (12+), «Евгений Онегин» (12+), «Анна Каренина»(16+).

Московские гастроли театра балета Бориса Эйфмана завершатся легендарной «Анной Карениной» в Большом театре
Дэниел Рубин (Константин Треплев) и Мария Абашова (Ирина Аркадина) в спектакле "Чайка. Балетная история". Источник: season45.eifmanballet.ru Автор фото: Евгений Матвеев

Москва, 28 июля - DIXINEWS.

Тетралогию балетных спектаклей открыла уже ставшая знаменитой драма «Чайка. Балетная история». Первый показ гастрольного тура состоялся 25 июля. После пресс-показа, состоявшегося за два часа до начала спектакля, зрительный зал наполнили неравнодушные к красоте современного балета и творчеству Эйфмана москвичи.

Рассказывая про свою «Чайку», Борис Яковлевич Эйфман не может не отметить, что всё, что хотел сказать автор между строк, показано в данной постановке.

- Мы пытались языком тела, движением выразить как бы эмоцию, потому что как бы эмоция, она у Чехова скрыта, но мы не побоялись её открыть для зрителя и открыть то, что находится между строк, а между строк там большие страсти. Не случайно он назвал 6 пудов любви в этой пьесе и, казалось бы, где там любовь, а там любви очень много, и мы попытались её выразить, но любовь у Чехова всегда несчастна. Поэтому мы пытались открыть ту драму, которая находится в балетном закулисье. Ведь не случайно пьеса у него называется «Чайка», а у нас балет «Чайка. Балетная история». Потому что в пьесе Чехова её персонажи – люди театра и у них всё время разговоры о творчестве, об искусстве. Не случайно Костя Треплев говорит о новых формах. Мы попытались в нашем спектакле открыть новые формы и старые формы, – рассказал в интервью журналистам худрук и основатель Санкт-Петербургского государственного академического театра балета Борис Эйфман.

Сюжет эйфмановской постановки в отличие от пьесы Чехова происходит не на территории имения Треплевых, а за балетным станком и в «кулуарах» закулисья. И незавидная доля «Чайки» здесь, в отличие от пьесы Чехова, достаётся не Нине Заречной, а Косте Треплеву. Социальное положение других главных героев – Бориса Тригорина, Нины Заречной, Ирины Аркадиной тоже трансформированы под современность. Молодого солидного беллетриста Бориса Тригорина здесь заменяет мэтр балетной хореографии, создающий запоминающиеся и яркие постановки, дочь богатых помещиков, утончённую артистку Нину Заречную воплощает в эйфмановской постановке амбициозная танцовщица балетной труппы, молодая талантливая балерина Нина, которая, имея страстную любовь к этому виду искусства, самозабвенно борется за место первой с не менее увлечённой сценой и танцем примой балетной труппы Ириной Аркадиной. Увлечённый балетом, как особым видом искусства, Константин, ищет новые формы для вдохновения зрителя и диалога с ним, но соперничающий с ним Тригорин, умудрённый опытом и незыблемой академической школой, идёт по другому пути, вкладывая все свои силы в работу над танцем и содержательностью сюжета. В итоге, стремления и надежды идеалиста претерпевают крах.

«Действие в нашем спектакле перенесено из усадьбы в репетиционный зал, где экспериментатор Треплев, одержимый поиском новых танцевальных форм, противостоит успешному хореографу Тригорину, ставящему свою версию «Лебединого озера», а юная артистка Заречная соперничает с властной примой Аркадиной. Применяя инструментарий языка балета, мы размышляем о мятежной попытке взлета души и разрушительном гнете повседневности, многоликости любви и обречённости человека на одиночество, наконец, – о самой сути театра. Точкой пересечения линий главных героев выступает творчество, помогающее превознестись над обыденностью, обрести себя, но также приносящее лишения и внутренние страдания. Каждый из персонажей проживает собственную жизнь в искусстве и демонстрирует особый тип художественного таланта. Каждому – на сцене и в реальности – уготованы свои страхи и разочарования», – рассказывает в интервью Борис Эйфман.

Другое, не менее знаменательное в гастрольном репертуаре творение Эйфмана на сцене Большого театра – балетный спектакль «Евгений Онегин». Монументальный роман Пушкина в стихах, ставший одним из символов русской классики как для многих россиян, так и для иностранцев, в творении Бориса Эйфмана обретает новое качество. Действие переносится в наши дни. Вместо меланхоличного романтического героя – сын богатых родителей, уставший от бессмысленного общения и пустоты, молодой мажор Евгений Онегин. Для того, чтобы обрести новый смысл в жизни, он приезжает в одну из российских деревень, где внезапно знакомится с молодой застенчивой девушкой Татьяной, всю жизнь прожившую в этом селении. Там же он знакомится с ещё одним интересным ему человеком – Владимиром Ленским и, постепенно познавая другую жизнь – жизнь людей из провинциального российского посёлка, и предаваясь его развлечениям, влюбляется в сестру Татьяны, красотку Ольгу и, как и описывается по классике Пушкина, убивает Ленского. Трогательное признание Татьяны в любви он цинично отвергает, и, в итоге, встретив свою «бывшую» в одном из мегаполисов нашей родины изрядно изменившейся, терпит полное фиаско.

«Всем своим творчеством я пытаюсь разгадать тайну русской души. И обращение хореографа к роману «Евгений Онегин» – это еще одна попытка выразить таинство духа. Я перенес пушкинских героев в наши дни, в новые обстоятельства, более драматические, даже экстремальные, когда старый мир рушится и жизнь диктует новые правила. Эксперимент этот мне был необходим для того, чтобы ответить на волнующий меня вопрос – что есть русская душа сегодня? Сохранила ли она свою самобытность, свою тайну, свою притягательность? Как распорядились бы сегодня своей судьбой герои романа? Что в «энциклопедии русской жизни» было печатью времени, а что стало знаком судьбы многих поколений моих сограждан? Искусство хореографии не готово ответить на актуальные вопросы жизнеустройства общества. Но, участвуя в творческом их осмыслении, анализе и индивидуальной оценке, мы тем самым участвуем в процессе его совершенствования», – говорит в одном из своих интервью об этой постановке Борис Эйфман.

Ещё одно философское размышление о русской душе от мэтра современного балетного искусства будет представлено зрителю сегодня, 28 июля. Балетный спектакль по мотивам романа Достоевского «Братья Карамазовы» – «По ту сторону греха» поднимает на новый уровень тезис «если Бога нет, то всё дозволено»; теперь, по словам Бориса Эйфмана, этот тезис можно интерпретировать в противоположном направлении – «и Бог есть, и всё дозволено». Герои его творения – братья Карамазовы Алёша, Иван и Дмитрий терзаются чувством вины из-за убитого кем-то из них отца. И пытающие их муки совести, впоследствии, ввергают их в безумие и бесконечное стремление искупить свой грех.

«Балет «По ту сторону греха» – попытка исследования истоков нравственной катастрофы Карамазовых, обращение к глубинной сущности «широкой» человеческой натуры, к тайнам жизни людских сердец, где «дьявол с Богом борется». Принципиально отказавшись от переноса на балетную сцену ряда сюжетных линий романа, я сосредоточился на погружении в раздираемые противоречиями души главных героев… В «Братьях Карамазовых» звучит важнейшая идея: если Бога нет, то «все дозволено». Современная эпоха могла бы быть исчерпывающе описана с помощью иных слов: «И Бог есть, и все дозволено». Именно поэтому настало время вновь обратиться к вопросам, терзавшим Достоевского и его персонажей. Поиск путей к всеобщему счастью и цена такой гармонии, власть порока над человеком, природа подлинной веры – размышляя на эти темы, никто не вправе надеяться на постижение абсолютной истины. Но, затрагивая их, мы шаг за шагом приближаемся к обретению самих себя в несовершенном меняющемся мире», - рассказывает Борис Эйфман журналистам.

Заключительной частью гастрольного тура в Большом станет популярная у российского зрителя балетная драма Эйфмана «Анна Каренина». Поставленная фактически по тексту произведения, эйфмановская постановка с первых минут погружает зрителя в атмосферу быта главных героев, где терзания Анны становятся ощутимыми, но не менее захватывающими и яркими.

«Роман «Анна Каренина» всегда интересовал меня. Когда читаешь Толстого, чувствуешь невероятное понимание автором психологического мира его героев, удивительную чуткость и точность отражения жизни России. В романе «Анна Каренина» есть не только погружение в психологический мир героини, но и настоящее психоэротическое осмысление её личности. Даже в сегодняшней литературе мы не найдем подобных страстей, метаморфоз, фантасмагорий. Все это стало сутью моих хореографических размышлений… Она предпочла всепоглощающее чувство к любимому мужчине долгу матери перед сыном. И обрекла себя на жизнь изгоя. Не было счастья ни в путешествиях, ни в привычных светских увеселениях. Присутствовало ощущение трагической несвободы женщины от чувственных отношений с мужчиной. Эта зависимость, как и любая другая, – болезнь и страдание… Для меня Анна была оборотнем, потому что в ней жило два человека: внешне – светская дама, которая была известна Каренину, сыну, окружающим. Другая – женщина, погруженная в мир страстей», – отмечает в интервью журналистам Эйфман.

Хореография его постановок – это соединение классического балета с балетом в стиле модерн, в котором также присутствуют элементы хореографии джаз-балета. Особенность балета Бориса Эйфмана также заключается в том, что его постановки построены на произведениях литературных классиков, где в движении артистов балетной труппы, «читается» текст и воссоздаётся образ повествования. По словам самого основателя Санкт-Петербургского государственного академического театра балета, Бориса Яковлевича Эйфмана, зритель, увидевший на балетной сцене произведение классической литературы, может обрести желание ознакомиться с ним через книгу.

Гастрольный тур Санкт-Петербургского академического театра балета в Большом театре проходит в рамках открытого фестиваля искусств «Черешневый лес». Им он завершает свой 46 сезон. Тетралогию балетных спектаклей тура объединяет тема «Иное пространство слова».

Заключительные показы состоятся 28, 29 и 30 июля постановками «По ту сторону греха» и «Анна Каренина» на Исторической сцене Большого театра.


Популярное сегодня

"Спартак" выиграл предсезонный трофей

"Спартак" выиграл предсезонный трофей

Дому на Большой Никитской улице вернут исторический облик

Дому на Большой Никитской улице вернут исторический облик

"Вы завоевали сердца миллионов зрителей": Собянин поздравил Алентову с днем рождения

"Вы завоевали сердца миллионов зрителей": Собянин поздравил Алентову с днем рождения

Четырёхсотметровый путепровод построят в районах Бутырский и Марьина Роща

Четырёхсотметровый путепровод построят в районах Бутырский и Марьина Роща

На севере Москвы появится новый транспортный хаб

На севере Москвы появится новый транспортный хаб

"Подкараулила и ловко вытащила": Московский зоопарк показал "похищение" малышки-панды

"Подкараулила и ловко вытащила": Московский зоопарк показал "похищение" малышки-панды

В Москве ушла с молотка "Лунная ночь" Айвазовского за несколько десятков миллионов рублей

В Москве ушла с молотка "Лунная ночь" Айвазовского за несколько десятков миллионов рублей

Молодые москвичи могут получить призовые баллы и скидки за участие в онлайн-голосовании

Молодые москвичи могут получить призовые баллы и скидки за участие в онлайн-голосовании

В Москве разыграют призы для голосующих электронно на выборах Президента РФ

В Москве разыграют призы для голосующих электронно на выборах Президента РФ

Около 70 детей из Луганской Народной Республики посетят Музей Победы