"В Москве за последние годы закуплено около семи тысяч единиц подвижного состава. Это и автобусы, и троллейбусы, вагоны метро. Особенно обновился автобусный парк. Около пяти тысяч новых автобусов пришли на линии наземного пассажирского сообщения. В целом, движение само стало более комфортным, более регулярным, и скорость движения на общественном транспорте выросла", - заявил Сергей Собянин.
За последние годы столичный общественный наземный транспорт действительно заметно улучшился. И, судя по заявлению мэра, в ближайшие месяцы и годы улучшится еще больше. Этому способствует и частный бизнес – например, компания Яндекс выпустила приложение
Transport, которое позволяет увидеть в реальном времени передвижение наземного транспорта. К слову сказать, приложение работает с 25 городами России и СНГ. Отдавая должное работе мэрии, стоит отметить, что улучшение качества транспорта не решает в полной мере транспортные проблемы мегаполиса. Это становится хорошо видно, если обратиться к опыту бразильского города Куритиба.
Пример Куритибы стал нарицательным и, к сожалению, мало где привился, хотя для его реализации нужна только воля городской администрации. Транспортная проблема в городе была решена не транспортниками, а архитекторами с градостроительной точки зрения в рамках экспериментального проекта. Результаты этого эксперимента поразили весь мир в 1970-е годы и поражают до сих пор, поскольку город получил лучшую в мире систему общественного транспорта. Для этого был сделан ряд шагов. Прежде всего, была пересмотрена функция транспорта. Обычно считается, что транспорт – это просто способ перевозки людей. Но на самом деле, это нечто большее. Транспортные потоки определяют использование земель, их заселение и напрямую влияют на рост города. Поэтому участие градостроительных специалистов в эксперименте оказалось критически важным. В процессе работы выяснилось, что общественный транспорт должен получить преимущество над частным, поэтому, например, в автобус была внедрена функция переключения светофоров. Кроме того, был введен целый ряд новшеств – создана новая конструкция автобуса, новый тип остановок и т.д. Всё это в совокупности позволило увеличить пассажиропоток и его скорость в среднем в три раза. Важно отметить, что в новая система была создана минимальными бюджетными средствами, а результат оказался колоссальным с экономической и социальной точек зрения. Тщательно разработанные маршруты и множество технологических решений позволили решить проблему с пробками. А гордость жителей за свою транспортную систему полностью извела вандалов и «зайцев».
Результат особенно впечатляет, если посмотреть на то, какой несуразной была транспортная система города до начала эксперимента. Куритиба – один из беднейших городов Бразилии и сегодня в нем бедняки получили уровень жизни, который подчас не имеют богатые жители мегаполисов. Обычно Куритибу сравнивают с соседним Сан Пауло, который не провел радикальной транспортной реформы и разительно отличается от своего соседа в худшую сторону. Подобно тому, как отличается Южной Корея от Северной. Что говорит о том, что качество городской транспортной системы и глубина ее проработки определяется теми идеями, которыми живет руководство города или страны.