В неопубликованном интервью глава УСП Барабанщиков рассказал о коррупции в районных администрациях Петербурга
Санкт-Петербург, 12 ноября - DIXINEWS.
В среду, 10 ноября, правоохранительные органы Санкт-Петербурга задержали главу Управления социального питания Алексея Барабанщикова, а 12 ноября стало известно о его увольнении. Формально ему инкриминируют совершение преступления по статье 165 УК РФ «Причинение имущественного ущерба». Фактически же чиновнику предъявлены претензии в отказе экономить на школьном питании. Принадлежащий городу «Комбинат социального питания Красносельского района», в совет директоров которого входит Барабанщиков, побеждал на торгах за счет качественных показателей, а не за счет дешевизны, как это принято на петербургском рынке соцпита в этом году.
Незадолго до задержания Барабанщиков дал резонансное интервью о состоянии петербургского рынка соцпитания, в котором заявил о нежелании и неспособности Смольного навести порядок в сфере. Также готовился выход еще одного интервью, куда более откровенного, но городские издания, опасаясь давления со стороны правительства Петербурга, отказывали в публикации. Вероятно, именно это и является истинной причиной задержания главы УСП. Тем не менее, издание «Блокнот» пошло на риск и опубликовало выдержки из этого неизданного интервью.
Главной проблемой петербургского соцпита Барабанщиков назвал картелизированность рынка и тесные связи чиновников районных администраций с владельцами частных комбинатов. Практически 20 лет рынок был поделен на сферы влияния, границы которых совпадали с административными границами районов. Чиновники районных администраций регулярно составляли конкурсные документации таким образом, чтобы побеждать могли только конкретные компании. Часть таких схем уже была раскрыта Федеральной антимонопольной службой.
«Когда Управление ФАС раскрыло очередной картель в Колпино, то в деле было четкое указание на факт сотрудничества сотрудников администрации района с поставщиками. Естественно, что рядом с большими деньгами, особенно бюджетными, всегда есть люди, которые хотят заработать любым возможным способом, в том числе и незаконным. Опять же, поставщики работают годами в одних и тех же районах. Тут уместнее задать вопрос правоохранительным органам: есть ли такой лоббизм? Если есть, то приводит ли он к общественно опасным последствиям, теряет ли городской бюджет деньги?», - заявил Барабанщиков.
С целью ликвидации таких противоправных схем по инициативе Барабанщикова в Петербурге была изменена система проведения закупок. Частично организацией тендеров занялся Комитет по госзакупкам. Районные администрации, как и прежде, контролировали ход торгов, в частности, их представители возглавляли госкомиссии, но требования конкурсной документации были едины для всех. Система стала более открытой и справедливой, что не устроило участников рынка, для которых это оказалось невыгодным.
«И очень показательно то, как отреагировали некоторые игроки рынка социального питания на изменение системы закупок, централизацию через Комитет по государственному заказу. Казалось бы, они радоваться должны, ведь теперь требования для всех районов, для всех школ и детских садов разработаны по единому стандарту, больше нет так называемых «заточек», когда документация разрабатывается под конкретное предприятие, у которого есть связи с администрацией района, но почему-то мы получили шквал критики. Я думаю, уместно предположить, что некоторым предприятиям новая система невыгодна, потому что она разрушает сложившиеся связи и договоренности», - рассказал экс-руководитель УСП.
Едва ли не главными интересантами происходящего Барабанщиков назвал районных чиновников, не желающих потерять контроль над одной из самых финансовоемких сфер, которую, к тому же, крайне проблематично контролировать.
«Я не знаю, с чем это связано, к сожалению. С одной стороны, Комитет по государственному заказу активно включился в работу, организует закупки, и методы работы Комитета по госзаказу признаны Федеральной антимонопольной службой России как одни из наиболее проконкурентных в России. То есть на федеральном уровне им сказали, что они все делают правильно, что они повышают конкуренцию на рынке. С другой стороны, мы видим сопротивление администраций районов, которые не хотят выпускать из рук бюджетные деньги, мешает полностью перейти на новую систему. Мы знаем примеры того, как компании побеждали в конкурсах, организованных Комитетом по государственному заказу, потом договаривались с заказчиками и расторгали договоры по соглашению сторон, чтобы затем переиграть конкурс уже через администрацию района и получить контракты по более выгодным для себя ценам. Почему Смольный не обращает на это внимания? Видимо, есть другие приоритеты», - рассказал Барабанщиков.
Учитывая слова уже бывшего руководителя УСП Петербурга, можно предположить, что заинтересованы в его задержании и смещении с должности были именно районные чиновники, которые не хотят терять контроль над распределением контрактов, средняя стоимость которых колеблется в пределах 10-15 миллионов рублей. И каждый район Петербурга ежегодно решает судьбу десятков таких контрактов по собственному усмотрению.