Стены падают, власти бездействуют

Санкт-Петербург, 14 января - DIXINEWS.

Разрушение памятников и объектов культурного наследия – характерная история для всей страны. Но неспособность администрации Санкт-Петербурга защитить главные достопримечательности города насколько выбивает из душевного равновесия горожан, что они один за другим устремились в суд в надежде, что обвинительные приговоры подтолкнут власти к решительным действиям.


Очередной иск к комитету имущественных отношений (КИО) в конце 2021 года зарегистрировал Октябрьский суд Санкт-Петербурга. На этот раз неправым город посчитал краевед Артем Пигарев, возмущенный состоянием Пробирной палаты на канале Грибоедова, 51. Третьими лицами по делу проходят губернатор Александр Беглов, комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП) и территориальное управление Росимущества. Главной целью обращения в суд истец считает привлечение внимания к разрушающемуся зданию в центре Северной столицы. Хотя слово разрушающееся, пожалуй, к данной ситуации не слишком подходит. Оно уже разрушено. Полностью и бесповоротно. От палаты осталась разве что фасадная стена, выходящая на Казанскую улицу. Тем не менее, Артем Пигарев настаивает, чтобы ответчик провел ремонтно-восстановительные работы.

Пробирную палату снесли еще в 2008 году, чтобы построить на участке гостиницу. В итоге, правда, вместо отеля в центре Петербурга расположился котлован: после нескольких лет судебных препирательств город забрал у инвестора землю, а найти нового так и не удосужился. В итоге между бывшим Екатерининским каналом и улицей Казанской зияет дыра в земле. С тем самым многострадальным фасадом. Краевед такими географическими особенностями недоволен. Вертайте всё назад!

Ну, требовать и просить в наше время – дело не хитрое. Откуда взять миллионы миллионов на каждую «хотелку» – тот ещё вопрос. Можно легко спрогнозировать дальнейшее развитие событий: иск месяцами будут пинать друг другу КИО и КГИОП. Втягивать в свой футбол Александра Беглова они вряд ли решатся, хотя чем черт не шутит. А ведь легким росчерком пера главы города ситуация могла бы сдвинуться с мертвой точки.

Котлован за время поиска крайнего вряд ли исчезнет, а вот стена вполне может и упасть. Хорошо бы не на голову какому-нибудь любознательному руферу или отчаянному любителю видеосъемок на фоне руин. Тем временем разрушаться начали и близлежащие дома. Дыры в земле никогда не приводили к укреплению окружающих фундаментов и стен. Здание ЛИТМО в соседнем переулке Гривцова уже пошло трещинами.   

Подобные иски к городу не редкость, в Петербурге они становятся обыденностью. Муниципальные депутаты Федор Грудин (МО «Правобережный») и Ксения Лаврова (МО «Владимирский округ») обвинили все тот же КИО и «Агентство по развитию имущественного комплекса Санкт-Петербурга» (АРИК) в бездействии в отношении Конюшенного ведомства. В 2015 году оно поступило на баланс Музея истории Санкт-Петербурга и находилось на нём до 2020 года, когда его передали АРИКу. По словам депутатов, «пока город продолжает искать инвестора на этот объект, на его «консервацию» и содержание потрачено более четырех миллиардов рублей».


Много лет Конюшенное ведомство находится в заброшенном состоянии, а многочисленные миллионы, выделяемые на аварийно-восстановительные работы, такое ощущение, тратятся разве что на новые баннеры, которыми регулярно завешивают разрушающиеся стены. И это ладно бы речь шла о никому не нужной избушке на окраине Купчино. Так нет же, мы говорим об огромном комплексе в самом сердце Санкт-Петербурга. И недостатка в инвесторах, готовых вкладывать огромные средства в реконструкцию и дальнейшее использование зданий, не наблюдается. Можно даже сказать, перед мэрией очередь готовых тряхнуть мошной. Да и проекты, ими выдвигаемые, вполне себе интересные. Отель, общественное пространство, музей, наконец, выбирай на свой вкус. Но нет. В очередной раз все начинания тонут в болоте административных препон. Ведомство тем временем продолжает таять под дождем, снегом, морозным ветром и прочими особенностями питерского климата, никак не способствующими его укреплению. Тем более, когда город старательно отворачивается от любых разрушающихся памятников, свято веруя: если игнорировать проблему, она рассосется сама собой. Так в общем-то и происходит. Здания исчезают на глазах. Вот и идут люди в суды как на работу, надеясь хотя через них заставить власти спасать объекты культурного наследия.    

Подобные ситуации сегодня наблюдаются по всей стране, отличаясь разве что масштабами повреждений исторических сооружений. Летом прошлого года на Сахалине местные жители были возмущены выброшенным на помойку барельефом в честь Юрия Гагарина. На вице-мэра города Невельск, по чьему указанию и прошел демонтаж, завели дело по статье «самоуправство». А мэрии Воронежа грозит многомиллионный штраф за разграбленный объект культурного наследия. Там пенсионерок взбесило то, что городская администрация не принимает никаких мер по сохранению исторического дома, который по кусочкам растаскивают местные вандалы. Так что нежелание Санкт-Петербурга вдохнуть в то же Конюшенное ведомство, не выбивается из общероссийской повестки.