Москва вдвое ускорит назначение социальных выплат для жителей
Москва, 19 марта - DIXINEWS.
Москва демонстрирует высокий уровень социальной поддержки для своих жителей, гармонично сочетая проверенные временем традиции с современными, действенными методами помощи.
Благодаря цифровизации, внедренной в рамках нового стандарта, удалось значительно сократить сроки рассмотрения заявлений о признании граждан нуждающимися в социальном обслуживании — теперь этот процесс занимает всего пять рабочих дней вместо десяти.
Оформление услуг также стало быстрее и удобнее. Теперь подать заявку можно как в центрах «Мои документы», так и в электронном формате на портале mos.ru. При необходимости помощь в этом могут оказать родственники, друзья или соседи.
Диагностика нуждающихся проводится в максимально комфортной и дружественной атмосфере. Полученные данные фиксируются в электронной системе, которая с помощью алгоритмов анализирует функциональное состояние человека и формирует индивидуальную программу социального обслуживания с учетом всех необходимых услуг.
Модернизация домов-интернатов позволила превратить их в уютные социальные дома, где условия максимально приближены к домашним, создавая комфортное пространство для проживания.
Для молодежи с ментальными особенностями разрабатываются специальные программы, целью которых является их максимальная интеграция в общество, включая возможность трудоустройства и самостоятельной жизни.
С 1 января 2024 года в Москве начал работу первый в стране единый центр обработки заявок на получение социальных мер поддержки — Социальное казначейство. Его специалисты занимаются назначением более 90 различных льгот, пособий и выплат. В прошлом году свыше трех миллионов москвичей уже обратились за помощью в этот центр.
В 2023–2024 годах в столице была полностью обновлена московская информационная система социального обслуживания. По сути, она была создана заново, представляя собой современную цифровую платформу, объединяющую множество подсистем. Они разделены на два ключевых блока.
Первый отвечает за автоматизацию работы Социального казначейства и предоставляемых мер соцподдержки. Например, система управляет обеспечением путевками на санаторно-курортное лечение, выплатами на детей и поддержкой многодетных семей.
Второй блок сосредоточен на автоматизации других сфер городской социальной защиты. В него входят системы опеки, выдачи технических средств реабилитации и протезно-ортопедических изделий.
Создана единая централизованная база данных, объединившая ранее разрозненные информационные ресурсы социальной защиты Москвы. В нее перенесены миллионы записей, содержащих сведения о получателях 86 государственных услуг. Благодаря московской информационной системе социального обслуживания стало возможно отслеживать назначения, проверять права и автоматизировать предоставление мер поддержки. Например, если гражданин обновил свои паспортные данные, система автоматически внесет изменения при получении им социальных услуг.
Отказ от бумажного документооборота, переход на цифровой обмен данными и широкое внедрение современных технологий позволят практически вдвое сократить сроки назначения выплат. Кроме того, цифровая трансформация создает основу для перехода к проактивному предоставлению социальных услуг без необходимости подачи заявлений.
Индивидуальный подход к каждому: какую поддержку жители города получают от социальных работников. Собянин принял решение об индексации московских социальных выплат.
В Москве запущено более 20 цифровых проектов, направленных на развитие социального обслуживания и внедрение современных технологий. С 2019 года успешно функционирует информационная система долговременного ухода и социальные стационары. Эти инструменты помогают выявлять нуждающихся в помощи и формировать персонализированные программы поддержки, предоставляемой на дому или в стационарных условиях. Их реализация позволяет ускорить и повысить качество социальных услуг, сократить затраты за счет отказа от бумажного документооборота. В результате, например, время рассмотрения заявлений о признании человека нуждающимся в соцобслуживании сократилось с десяти до пяти рабочих дней. В 2024 году этот проект получил первое место в номинации «Социальная сфера» на II Национальной премии «Умный город».Активное развитие получает и цифровая платформа «Москва — добрый город». В рамках одноименного конкурса грантов, который проводится с 2019 года, поддержку столицы уже получили 648 проектов социально ориентированных некоммерческих организаций.
С 2022 года победители конкурса заключают договоры в электронном формате, используя усиленную квалифицированную электронную подпись, что значительно упростило процесс (ранее документы оформлялись в бумажном виде). В 2024 году автоматизирован формирование отчетности, а к 2025-му планируется полный переход на электронную документацию по всем проектам. Это позволит осуществлять весь цикл конкурса – от подачи заявки до итоговых отчетов – в цифровом формате. Также на платформе проводится электронный отбор НКО, которым предоставляются городские помещения в безвозмездное пользование сроком до трех лет.
С мая 2024 года на сайте Департамента труда и социальной защиты населения работает чат-бот «Добрыня» — виртуальный помощник, который помогает горожанам разобраться в вопросах социальных услуг. Среди наиболее востребованных запросов – проверка очереди на санаторно-курортное лечение, социальные выплаты и запись на дистанционные консультации.
При необходимости Добрыня разъяснит детали социальных программ, таких как надомное обслуживание, «Московское долголетие» или «Добрый автобус». При сложных запросах он перенаправляет пользователей на соответствующие разделы портала mos.ru или dszn.ru, где представлена подробная информация.
С помощью чат-бота пользователи могут узнать размер положенных выплат и сроки оформления услуг, например, постановку на учет для получения санаторно-курортной путевки или запись на реабилитацию.
Если Добрыня не в состоянии дать точный ответ, связаться с пользователем оперативно может оператор единой справочной службы Департамента труда и соцзащиты. С момента запуска бота обработано более 20 тысяч запросов, при этом только 15% из них потребовали участия специалиста.
Каждый год доступность и технологичность социальных услуг в Москве растут, что позволяет учитывать индивидуальные жизненные обстоятельства граждан. Пути получения соцподдержки организованы так, чтобы горожане могли оформить большинство услуг, не выходя из дома.