Как оценивают перспективы трудоустройства? Эти и другие вопросы мы обсудили с Францем Шереги, директором Центра социального прогнозирования и маркетинга (ЦСПиМ) – исследовательской компании, по заказу Минобрнауки России проводящей масштабный мониторинг в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы.
– Франц Эдмундович, расскажите, пожалуйста, какие цели и задачи были поставлены в рамках проведенного исследования?
– Россия взяла курс на импортозамещение во многих отраслях промышленности, поэтому сейчас страна особенно нуждается в квалифицированных рабочих кадрах. Так, сегодня слесарь – один из наиболее востребованных на рынке труда специалистов. Чтобы заинтересовать молодежь в получении среднего специального образования, ведется планомерная работа по повышению престижа рабочих специальностей. Несколько лет назад Россия официально стала членом международной организации WorldSkills, которая организует конкурсы профмастерства, содействует развитию соответствующего образования и т.д. В этом году наша сборная очень достойно выступила на Всемирном чемпионате рабочих профессий. Кроме того, создаются центры развития профессионального образования в регионах России и реализуется много других начинаний.
В этих условиях одной из основных задач нашего исследования было оценить эффективность реализуемых мер. Принципиально важно понимать мотивацию студентов, осваивающих рабочие специальности, степень их заинтересованности и дальнейшие планы, касающиеся профессиональной самореализации.
– Каким образом проводилось исследование?
– Исследование проводилось методом социологического опроса в начале 2015 года в 22 субъектах Российской Федерации. В опросе приняли участие 1200 студентов организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, 1-3-го года обучения.
– Каковы результаты мониторинга? Почему молодые люди сегодня принимают решение поступить в учреждения среднего профессионального образования?
– Самый популярный ответ – просто хотелось освоить специальность и пойти работать. Такая мотивация характерна для порядка 65% нынешних студентов колледжей и техникумов. Считаю, это очень достойный результат, который полностью развенчивает миф о том, что в учреждения среднего профессионального образования идут сплошь неучи и двоечники. Успеваемость – фактор, безусловно, важный, но в данном случае не определяющий.
Конечно, большинство молодых людей, поступающих в ссузы, – это выпускники 9 классов обычных школ. Но и доля тех, кто пошел в техникумы, колледжи и т.д. после 11 класса, значительно увеличилась, что я склонен рассматривать как еще одно свидетельство роста престижа рабочих специальностей.
– Про рост престижа говорят многие, а есть ли какие-то цифры, позволяющие оценить динамику?
– Конечно, есть. Мы отслеживаем процессы в сфере образования уже много лет и накопили значительный массив данных, поэтому нам есть что сопоставить. Например, в этом году более половины, если точнее – 55%, опрошенных мотивировали выбор конкретной профессии личным интересом к ней. Пятнадцать лет назад, в 2000 году, таковых было всего 30%.
Еще один показательный момент: более чем вдвое – до 20% – выросло число студентов, привлеченных перспективами высокого заработка. Это вполне коррелирует с данными лаборатории рынка труда Высшей школы экономики. Их недавнее исследование показало, что в последние годы стирается дифференциация зарплат молодых и зрелых специалистов с профессионально-техническим образованием. Причем в основном это происходит за счет увеличения зарплат работников с не таким большим опытом.
– Молодежь погналась за длинным рублем?
– Не вижу в этом ничего зазорного, хотя в любом случае дело не только в размере оклада. Например, нами отмечен значительный рост по таким вариантам ответа на вопрос о причинах выбора специализации, как «легко трудоустроиться» после выпуска и «перспективность, карьерный рост». Молодежь потянулась туда, где перед ними открывается больше возможностей.
Но, пожалуй, один из самых впечатляющих результатов, зафиксированных нами, – это снижение с 15% до практически нуля доли тех, кто затруднился ответить на вопрос о причинах выбора профессии. Вы просто представьте: в 2000 году свыше 15% молодых людей не понимали, что они вообще делают в учебном заведении. Сейчас же более 80% студентов заявляют о том, что учатся «с желанием», а без особого энтузиазма осваивают профессию только около 15% опрошенных. Те, кому не нравится учиться вообще и категорически, опять в абсолютном меньшинстве.
Все это говорит о том, что в колледжи и техникумы сейчас приходит гораздо более подготовленная, замотивированная и целеустремленная молодежь, нежели это было пятнадцать лет назад.
– Но горячее желание учиться – это только полдела. Пойдут ли выпускники впоследствии работать по специальности?
– Большинство опрошенных нами студентов – порядка 65% – после выпуска планируют работать по полученной специальности, правда с оговоркой, «если удастся найти такую работу». Около трети пока находятся в поиске, и лишь 6% выражают твердое намерение связать будущее с какой-нибудь другой специальностью.
– Оговорка «если удастся найти работу» – это свидетельство тревоги ребят относительно перспектив трудоустройства?
– И да, и нет. Надо понимать, что у большинства студентов, намеренных работать по специальности, уже сложилось некое представление о, скажем так, идеальной работе – с определенными уровнем заработной платы, графиком и прочими условиями. В реальности найти такое место, тем более сразу после выпуска, удается далеко не всем – нужно поднакопить опыта, стажа и так далее. Отсюда и некоторая неуверенность: повезет – не повезет.
В целом же можно сказать, что более половины респондентов оценили свои шансы на трудоустройство как достаточно высокие. Таких особенно много среди студентов, осваивающих специальности в области авиационной, ракетно-космической и морской техники, металлургии, машиностроения. Но что особенно интересно – примерно пятая часть опрошенных вопрос своего трудоустройства уже решила.
– Подводя итог, что бы вы выделили в качестве основной тенденции, выявленной в ходе проведения мониторинга?
– Доминировавшая довольно продолжительное время установка на высшее образование оказалась потеснена установкой на среднее профессиональное. Молодежь вновь увидела в нем перспективу. Стало очевидно: для того чтобы быть успешным, иметь достойный уровень дохода, сделать карьеру, вузовский диплом совсем необязателен. Все больше старшеклассников к окончанию школы походит с четким и, главное, осознанным желанием освоить востребованную на рынке труда профессию. И это, конечно, вселяет определенный оптимизм и веру в то, что те преобразования, которые запущены в нашей экономике, будут обеспечены высококвалифицированными рабочими кадрами.