Способы изготовления подделок стали настолько совершенными, что на первый взгляд отличить их от настоящих полисов зачастую не может даже специалист. При этом обладание поддельным документом лишает страховой защиты не только самого автовладельца, но и других участников дорожного движения, которым он потенциально может нанести урон. Оно также делает невозможным оформление Европротокола; кроме того, в этом случае не может быть применено прямое возмещение убытков; теряется скидка за безаварийную езду (КБМ).
Проверить подлинность полиса можно на сайте РСА (раздел ОСАГО -> Сведения для пострадавших и потерпевших -> Сведения для потерпевших и других участников ДТП о наличии действующего договора ОСАГО в отношении определенного лица или транспортного средства). Необходимо указать VIN и государственный регистрационный знак транспортного средства, номер кузова и номер шасси, а также дату, на которую запрашиваются сведения договора ОСАГО.
При проверке должен насторожить не только тот факт, что номер полиса не обнаружился в базе, но и если на сайте будет указано, что полис оформлен не в той страховой компании, в которой он фактически был оформлен.
Если полис оказался поддельным, автовладельцу необходимо обратиться в правоохранительные органы с заявлением, что против него были совершены противоправные действия.
В настоящее время РСА проводит кампанию по борьбе с подделками, содействуя блокировке сайтов, где продаются фальшивки, и плотно взаимодействуя с правоохранительными органами.
«К сожалению, многие россияне даже не подозревают, что являются обладателями подделок, – комментирует руководитель правового департамента Российского автомобильного товарищества Сергей Волгин. – На дом, в офис к автовладельцам приезжают якобы „страховые агенты“ крупных компаний, предлагают полисы, причем не за 1-1,5 тысячи рублей, а по среднерыночной цене. Мы советуем покупать полисы ОСАГО в офисах страховщиках либо на их официальных сайтах».