Алексей Каспржак: «Надеюсь, что нам удастся изменить представление школ и родителей об «Артеке» как исключительно о месте отдыха»
Алексей Анатольевич Каспржак занял пост генерального директора «Артека» в июне 2014 года после перехода центра детского отдыха под управление Министерства образования и науки Российской Федерации.
Ранее Алексей Каспржак занимал должность проректора в Высшей школы экономики, был заместителем губернатора Тверской области.
Источник: yantarny.3dn.ru Автор фото: Елена Малкова
2020 году не менее 75% детей в возрасте от 5 до 18 лет должно быть охвачено дополнительными образовательными программами. Такая задача поставлена «майскими указами» президента, и она же легла в основу утвержденной правительством в сентябре 2014 года Концепции развития дополнительного образования детей. О том, какие перспективы документ открывает для сферы детского отдыха и как запущенные преобразования отразятся на деятельности лагеря «Артек», мы поговорили с его генеральным директором Алексеем Каспржаком.
– Система дополнительного образования обновляется как организационно, так и содержательно. В «Артеке» какие-то изменения в этой связи происходят?
– «Артек» является одной из значимых площадок для реализации Концепции развития дополнительного образования в силу истории, традиций и того, что здесь этим – дополнительным образованием детей – занимаются 90 лет. Очень многие традиции и методики, которыми сейчас пользуются все детские лагеря отдыха Российской Федерации и даже постсоветского пространства, родились у нас, в «Артеке».
Наш центр является важным элементом современной системы дополнительного образования. Поэтому те вложения, которые сегодня делаются в «Артек», – это по сути своей вложения в систему дополнительного образования в масштабах всей страны. Накопленный опыт можно транслировать или, если говорить языком концепции, «распространять лучшие практики».
Мне очень нравится заход в концепции про то, что дополнительное образование – это такой системный интегратор, стержень, связывающий все уровни образования – дошкольное, школьное, профессиональное – в единую систему, особую образовательную среду, обеспечивающую гармоничное и всестороннее развитие ребенка. За этим будущее.
Очень важно, что этот тезис прозвучал, и очень надеюсь, что он получит свое практическое воплощение, потому что пока с единством образовательной среды не всегда получается.
– Что имеется в виду?
– Простой пример. Дети, вернувшись домой из «Артека», почему-то должны объяснять учителям, что их оценки в артековской школе равновесомы по отношению к оценкам, которые они получают в своей школе. Конечно, подобные ситуации возникают далеко не всегда. Обычно проблемы начинаются, если речь идет о престижных школах крупного города. Именно в таких учебных заведениях чаще всего считают, что ученик не имеет права на выбор места предоставления ему образования.
– Можно предположить, что основной аргумент на местах – это существенное различие учебных программ.
– Довод не принимается. Не может «Артек» обеспечить полторы-две тысячи детей именно теми программами, которые у них реализуются дома. В этом-то и суть «Артека» – он предлагает свою программу, которая, безусловно, основана на общих для всех стандартах, определенных Министерством образования.
Я очень надеюсь, что нам все-таки удастся изменить представление школы и родителей об «Артеке» как исключительно о месте отдыха. То, что происходит с детьми здесь, – это не отдых в традиционном понимании, а, скорее, временная смена рода деятельности, которая крайне важна и нужна ребенку для того, чтобы, образно выражаясь, перевести дух и с новыми силами вернуться к основной учебе. Но это тоже образование!
Если мы сможем вместе – силами и Министерства образования, и «Артека» – доказать родителям и школе, что компетенции, которые здесь приобретаются ребенком, так же важны, как сложение, вычитание, умножение и дата отмены крепостного права в России, то это в каком-то смысле обеспечит спрос на услуги центров, подобных нашему. Даст и нам, и всей отрасли дополнительный импульс развития.
Смысл в этом объективно есть, потому что «Артек» относится к тому немногочисленному типу образовательных учреждений, в которых дети испытывают столь многогранные позитивные эмоции.
– Один из основных механизмов реализации концепции – партнерство государства и бизнеса, стимулирование государственно-частного партнерства. Каким может быть практическое воплощение этих положений в случае в «Артеком»?
– Это тематические программы с нашими партнерами – государственными корпорациями, лигами, ассоциациями и спортивными федерациями. Эти программы уже реализуются у нас, и их количество растет, мы над этим активно работаем.
Например, есть проект с Роскосмосом, в рамках которого ученики общаются с настоящими космонавтами, а также знакомятся с профессиями из мира космонавтики. Дети конструируют свои маленькие летательные аппараты и запускают их, получают знания об использовании ресурсов космоса для улучшения жизни на Земле. Содержание данной программы есть предмет сотворчества Роскосмоса и «Артека».
Свою программу у нас реализует Федерация парусного спорта. Даже сейчас, в конце ноября, у нас 20 градусов тепла, и дети до сих пор выходят в море на лодках. Налажены партнерские отношения с предприятием «Крымтеплица», которое будет помогать нам в восстановлении наших теплиц и приобщении ребят к выращиванию овощей и других полезных продуктов, которые нужно включать в свой рацион.
– А достижения учащихся, пошедших через такие программы, как-то фиксируются? Положены ли им перед отъездом домой какие-либо документы, подтверждающие получение компетенции, если так можно выразиться?
– Нет. Вожатым мы выдаем сертификаты о том, что они являлись участниками или реализаторами программ. Дети же получают эмоции и воспоминания на всю жизнь. Но предметом, который формирует их портфолио, могут стать достижения в рамках программы. Если, к примеру, они вырастили самый большой помидор или быстрее всех проплыли на лодке, они получают приз как победители.
Вообще, подавляющее большинство детей приезжают в «Артек», получив путевку в качестве поощрения, а уезжают с укоренившимся представлением о том, что они еще очень многого могут достичь, причем далеко не в одном направлении. Это очень важная штука, которая сильно помогает сориентироваться в жизни.
– А как обстоит ситуация с кадрами? Насколько остро стоит вопрос?
– Вопрос стоит остро, но мы работаем над этим. В «Артеке» воссоздана система подготовки вожатых, школа педагогических работников. Мы сертифицируем достижения наших сотрудников. Ведь «Артек» – это временная работа для большого количества людей, в том числе занятых в дополнительном образовании, и их вклад, их достижения должны быть как-то зафиксированы. Тем более что, изучая данную тему с HeadHunter, мы увидели существенную, порядка 70%, разницу в желании работодателей заполучить работника – при прочих равных – со строчкой о том, что он работал в «Артеке». Поэтому мы с Министерством образования обсуждаем возможное продолжение.
«Артек» сейчас находится в том моменте своей истории, когда, очистив старые традиции от некоторого налета последнего времени, может на их основе дать возможность работающим здесь людям творить. Попробовать создать что-то адекватно воспринимаемое детьми. Мне кажется, что это и есть самый простой и правильный путь выстраивания нужной среды для развития ребенка.