Батанов: выход ЗСД на окупаемость никак не отразится на бюджете Петербурга
Санкт-Петербург, 14 октября - DIXINEWS.
Совокупная плата водителей за проезд по «Западному скоростному диаметру» впервые превысила минимальный гарантированный доход. В Смольном смотрят на это с позитивом относительно городского бюджета, но данный показатель не означает, что к концу года Петербург избежит очередных многомиллиардных выплат концессионеру за недополученную прибыль.
В среду, 13 октября, состоялось заседание Законодательного собрания Санкт-Петербурга, в ходе которого рассматривался проект городского бюджета на 2022-2024 годы. Во время выступления вице-губернатора Эдуарда Батанова, представившего документ, был задан вопрос относительно Акционерного общества «ЗСД». Согласно опубликованному отчету АО за первое полугодие, во втором квартале 2021 года размер выручки от взимаемой платы за проезд превысил минимальный гарантированный уровень, и произошло это впервые за время эксплуатации дороги. По словам Эдуарда Викторовича, данное обстоятельство никак не отразится на бюджете Санкт-Петербурга, так как с этого года в бюджете нет средств, перечисляемых партнеру или АО «ЗСД».
«Поэтому, учитывая долговые обязательства «ЗСД», мы радуемся ситуации, что у нас пошел положительный поток, что не надо задействовать механизм гарантированного дохода, то есть посмотрим, как ситуация будет развиваться дальше. У нас концессионное соглашение подразумевает: если выручка недостаточная, мы платим. По итогам года посмотрим», – заявил Эдуард Батанов.
Как следует из отчетности АО «ЗСД», совокупная плата водителей за проезд во втором квартале текущего года действительно превысила минимальный гарантированный доход концессионера, и проект наконец вышел в стадию окупаемости. Концессионером и эксплуатантом всех участков ЗСД в рамках договора государственно-частного партнерства является компания «Магистраль Северной столицы» (МСС). Согласно этому договору, город выплачивал МСС недополученную прибыль из своего бюджета.
Отдельного внимания заслуживает тот факт, что соглашение о минимально гарантированной прибыли является коммерческой тайной, и эти данные не публикуется в открытых источниках. Поэтому официально не известно, какой в нем прописан объем средств. По информации СМИ, размер минимального дохода может составлять более 9 миллиардов рублей в год, а выплаты из городской казны в разные годы составляли от 3,7 до 5,2 млрд. Чтобы не выделять эти деньги напрямую из бюджета, обязательства по выплатам было передано АО «ЗСД», которое принадлежит городу. На эти цели организации открыли кредитную линию в «Евразийском банке развития», что привело к еще большей закрытости финансовых операций, так как после этого деньги запрашивались у банка в обход органов власти. В Законодательном собрании при этом не могли организовать надлежащий контроль за расходованием средств. В результате на город легли выплаты не только компенсаций, но и процентов по кредиту.
Стоит отметить, что, помимо информации о минимально гарантированной прибыли, нигде не публикуются и данные по учету транспортного потока «Западного скоростного диаметра». Это дает «Магистрали Северной столицы» дополнительный инструмент для манипуляции с тарифами, изменяя их в сторону повышения и обосновывая подобные маневры, например, недополучением прибыли. А после этого МСС может запрашивать у города любую сумму компенсаций. Тарифы действительно бесконтрольно растут из года в год. Только в 2020 году концессионер дважды поднял стоимость проезда: сначала на разных участках дороги рост составил от 16% до 50%, а позже цены выросли еще на 10%.
Фактически до настоящего времени ЗСД был убыточным для Петербурга проектом, в рамках которого город нес миллиардные убытки. Но и тот факт, что размер выручки впервые превысил минимальный уровень прибыли, не гарантирует, что «Магистраль Северной столицы» вновь не потребует компенсации. А отсутствие в городском бюджете средств на возможные выплаты в итоге может привести к ухудшению финансовых показателей, прогнозируемых в Смольном, и негативно отразиться на экономической ситуации в Северной столице.