История уникального проекта: рассказывает военный инженер-строитель В. А. Стратий

Москва, 1 июня - DIXINEWS.

Как воссоздавали исторический проект с помощью современных технологий.

Пожар, едва не уничтоживший Центральный выставочный зал «Манеж» в Москве, произошёл 14 марта 2004 года. Огонь оставил лишь уникальные стены конструкции, полностью уничтожив кровлю здания, а вместе с ним и знаменитые деревянные фермы (перекрытия), спроектированные Августином Бетанкуром. Общественный градостроительный совет при мэре Москвы решил вернуть исторический облик Манежа. Архитекторов и реставраторов особенно беспокоило, удастся ли воссоздать утраченные при пожаре деревянные перекрытия, которые почти два столетия восхищали не только своей красотой, но и уникальностью инженерной мысли. Эту ответственную часть работы доверили коллективу ОАО ХК ГВСУ «Центр».


Курировал весь процесс генеральный директор холдинга Владимир Александрович Стратий, военный инженер-строитель с многолетним стажем.


Инженеры компании приступили к работам в начале 2005 года. На одном из ведущих промышленных предприятий холдинга - «78 деревообрабатывающий комбинат Н.М.» в Нижнем Новгороде - создавалась точная копия шедевра инженерной мысли Бетанкура. Новые клееные деревянные конструкции по своим параметрам повторили бетанкуровские фермы, превосходя их по характеристикам, относящимся к безопасности. При сжигании фермы в огневой камере, как рассказывал Владимир Александрович Стратий, предел ее огнестойкости, то есть время горения до момента начала разрушения, составил 36 минут. Тогда как в проекте установлено 15 минут.


«Значение выигранных минут трудно переоценить - они никогда не бывают лишними для эвакуации людей и эффективности действий пожарных расчетов», - отмечал заслуженный военный инженер-строитель.

Без единой колонны

Что нам известно сегодня об истории этой уникальной конструкции, вновь воссозданной инженерами ОАО ХК ГВСУ «Центр»?

Открытие здания московского Манежа 30 ноября 1917 года, а тогда оно носило имя Экзерциргауз, было приурочено к 5-й годовщине победы над Наполеоном. Как свидетельствуют архивные документы, при проектировании и строительстве Августин Бетанкур старался исключить все риски, которые могли угрожать зданию в будущем. Он учитывал восход и заход солнца, близость Москвы-реки и возможность наводнения.

Маневры без помех — главная задача, которая была поставлена архитектору императором Александром I. Зал Манежа предназначался для военных смотров и конных парадов. Под его крышей должно было расположиться пространство площадью 6500 квадратных метров.

Проект Бетанкура, который позволил до пожара простоять зданию почти 200 лет, оказался беспрецедентным: ширина здания в 45 метров — без внутренних опор! 30 деревянных ферм опирались лишь на наружные стены. Позже, правда, в двух фермах были обнаружены трещины, и их пришлось заменить, а также увеличить их общее количество до 45 штук. Для строительства выбрали лиственницу — один из самых прочных материалов.

Помогли новые технологии

Каждая из 45 ферм-перекрытий, изготовленных строителями ОАО ХК ГВСУ «Центр», имеет 54 метра в длину и весит около 27 тонн. В состав одной фермы входит 32 основных конструктивных элемента и сотни других деревянных и металлических деталей.

Условия для воссоздания уникальных перекрытий для московского Манежа были заложены в тот момент, когда для нижегородского завода «78 деревообрабатывающий комбинат Н.М.», входящего в состав холдинга, было закуплено немецкое оборудование фирмы «Вайниг». Новое оборудование сделало нижегородское предприятие единственным в стране, способным изготовить конструкцию из дерева длиной до 27 метров. Решение о приобретении этой, на тот момент уникальной для России технологии, принималось лично Владимиром Стратием, в тот момент генеральным директором ОАО ХК ГВСУ «Центр».

Холдинг также изготовил 56 оконных блоков и 12 деревянных ворот для Манежа. Как вспоминает Владимир Александрович, основная проблема заключалась в том, что их следовало украсить первозданной художественной резьбой. Решить задачу удалось, пригласив высокопрофессиональных специалистов.

Новые фермы из клееной древесины в точности напоминают сгоревшие по габаритам, форме и металлическим кованым деталям. В обновленном Манеже ажурные переплетения решили не скрывать за подвесным потолком и выставили их на всеобщее обозрение. Любоваться, действительно, есть чем. Ведь недаром еще тогда, в момент открытия Манежа в 1917 году, даже искушенные в архитектуре англичане попросили чертежи этих ферм у Августина Бетанкура - уж очень было интересно, как же держится крыша над таким огромным помещением без единой опоры.