В Москве завершили реставрацию фасадов исторического клуба фабрики «Свобода»

Москва, 12 января - DIXINEWS.

В данный момент ведутся работы внутри здания. Мастера восстанавливают исторические покрытия пола и лестничные конструкции, а также адаптируют внутренние пространства к требованиям современного использования.

Завершена реставрация фасадов клуба фабрики «Свобода», расположенного на Вятской улице. Этот объект имеет статус памятника культурного наследия регионального значения. В ходе работ специалисты удалили современные пристройки, облицовку, антресоли и балконы. Была восстановлена историческая форма окон, а также укреплен фундамент здания.

«Клуб фабрики “Свобода” — одно из знаковых произведений выдающегося архитектора Константина Мельникова. Без использования декоративных элементов он достиг яркой выразительности постройки, придав ей не только эстетичность, но и функциональность, невероятную для своего времени. За почти 95 лет здание пережило многочисленные изменения, включая перестройки. Сегодня реставраторам удалось восстановить первозданный облик фасадов, руководствуясь архивными чертежами, фотографиями и зарисовками», — отметил Алексей Емельянов, руководитель Департамента культурного наследия Москвы.

Историческая трехцветная расцветка фасадов была восстановлена: белая гладкая штукатурка, коричневая крупнозернистая поверхность и серая мелкозернистая фактура создают эффектный контраст с большими окнами. Этот подход подчеркивает уникальную структуру здания.

Работы внутри клуба продолжаются. Реставраторы восстанавливают историческое напольное покрытие, лестницы и адаптируют помещения для современных нужд. Полное завершение реставрации памятника конструктивизма запланировано на весну текущего года.

Инновационный дизайн

Проектирование уникального здания началось в 1927 году в рамках государственной программы строительства клубов. Согласно плану, в Москве с 1926 по 1930 год должны были возвести 30 рабочих клубов, включая объект для работников фабрики «Свобода». Мыльно-косметическое производство этой фабрики было основано на базе известной российской парфюмерной фабрики товарищества «А. Ралле и Ко».

Первоначальная концепция предусматривала стеклянный цилиндр, сужающийся по краям, размещенный на первом этаже с боковыми кубическими корпусами. Архитектурный проект включал изогнутые пандусы с обеих сторон, плавно переходящие в вертикальную башню-пилон. На фасаде цилиндра планировалось разместить название клуба.

Внутреннее пространство также выделялось оригинальностью. Основной зоной стал зрительный зал на тысячу мест, расположенный на втором этаже. Благодаря использованию ленточного остекления зону освещали естественные солнечные лучи.

Мельников предложил инновационную систему трансформации. Зал мог быть разделен с помощью подвижной перегородки, превращаясь в пространство с театральной сценой с одной стороны и кинозалом с будкой проектора и экраном — с другой. Конструкция в форме полусферы позволяла установить вдоль стен зрительские трибуны, а под полом партера оборудовать бассейн длиной 40 метров.

Однако технические ограничения того времени вынудили пересмотреть проект, поэтому во время строительства с 1928 по 1931 год в него внесли коррективы. В итоге центральная часть здания получила граненую форму, а зонирование включало вестибюль с гардеробом на первом этаже и двухсветный зрительный зал на втором и третьем.

Особенностью уличного фасада стали открытые лестницы с массивными парапетами, пилоны раздвижной стены и ленточное остекление, обеспечивающее освещение зрительного зала. Западная сторона здания дополнилась спортивным корпусом с одноэтажным залом.

Многочисленные перестройки

В 1940 году клуб был передан профсоюзным организациям. Первые крупные изменения произошли в послевоенные годы, когда учреждение переименовали в Дом культуры имени Максима Горького. Внешние лестницы, площадку и подвижную перегородку демонтировали, а окна зрительного зала заложили кирпичом. Фасады приобрели нейтральный охристый оттенок, а главную стену украсил барельеф Максима Горького с его автографом. Интерьеры обогатились колоннами, лепниной и декоративными карнизами, а конфигурация зрительного зала была изменена с акцентом на классическое оформление.

К началу 2000-х годов состояние здания серьезно ухудшилось. В 2004–2006 годах проводили реставрацию фасадов, но она была выполнена с отклонениями от утвержденного проекта. В интерьерах сочетались элементы эпохи сталинского модернизма и помпезный ренессансно-барочный стиль, что противоречило оригинальной эстетике Мельникова.

С мая 2023 года начались новые работы по сохранению клуба. Завершение реставрации запланировано на весну 2025 года.