В России запущен первый беспилотный трамвай с автоматизированным управлением стрелками
Москва, 4 октября - DIXINEWS.
На основе модели «Львенок-Москва» был разработан новый вид транспортного средства, который обещает преобразить городской транспорт. Внедрение инновационных решений в эту модель стало значительным шагом в развитии современного транспортного сообщения.
На маршруте № 10 в районе Строгино, по которому курсирует полностью автоматизированный трамвай, внедрены инновационные «умные» стрелки. Новый транспорт уже за 30 метров до стрелочного перевода самостоятельно определяет его состояние и, при необходимости, производит включение без участия человека.
Беспилотный трамвай начал движение по этому маршруту в Москве 3 сентября 2025 года. Согласно установленному графику, он выполняет восьмичасовые смены, как и традиционные трамваи, курсируя по городу с пассажирами.
"Для запуска первого в России полностью автоматизированного трамвая, столичные специалисты создали интеллектуальную инфраструктуру на маршруте № 10 в районе Строгино. «Умные стрелки» — это ключевой элемент уникального проекта. Автоматизация работы стрелок позволяет ускорять транспортный трафик, сокращать интервалы движения и повышать уровень безопасности. Первые рейсы с пассажирами показали, что они ничем не отличаются от поездок с водителем. Согласно стратегии развития транспорта, утверждённой Сергеем Собяниным, к 2030 году две трети трамвайного парка столицы станут беспилотными", — заявил Максим Ликсутов, заместитель Мэра Москвы по вопросам транспорта и промышленности.
Инновационная система включает усовершенствованные стрелочные переводы с обогревом, программное обеспечение, безопасный канал связи с «умными» стрелками и оборудованием, расположенным как в трамвае, так и возле каждого стрелочного перевода. Над разработкой этой системы совместно работали специалисты Нацпроектстроя.
Поездки пассажиров в новом трамвае столь же безопасны, как и в традиционных. В салоне или в кабине присутствует сотрудник трамвайного управления московского метро, который следит за порядком. Он может открывать и закрывать двери, решать накладные вопросы и контролировать оплату проезда в случае нештатных ситуаций. Однако управление движением полностью автоматизировано благодаря искусственному интеллекту и специально разработанному программному обеспечению, созданному специалистами Правительства Москвы. Все вычисления и обработка данных происходят прямо на борту транспортного средства.
Первый в России полностью беспилотный трамвай представляет собой ультрасовременное транспортное средство, сочетающее в себе передовые технологии и интеллектуальные решения для выполнения функций водителя. Этот вид транспорта создан на базе модели 71-911ЕМ «Львенок-Москва».
В рамках создания программного обеспечения для беспилотного передвижения была разработана уникальная система предотвращения проскальзывания колес, адаптированная под московские климатические условия и множество технических характеристик. Эта система напоминает автомобильную антиблокировочную систему, предотвращая блокировку колес при торможении. Также она включает функцией курсовой устойчивости для обеспечения стабильности и управляемости транспортного средства.