В Истре началась восьмая сессия «Единая модель продвижения музеев»
Московская область, 10 октября - DIXINEWS.
9 октября 2025 года в подмосковной Истре стартовала восьмая стратегическая сессия под названием «Единая модель продвижения музеев». Мероприятие организовано Государственным музейно-выставочным центром «РОСИЗО» при поддержке Министерства культуры Российской Федерации.
На восьмой сессии собралось около 200 руководителей и специалистов из музеев разных уголков России — от Владивостока до Калининграда. Традиционно присутствовали представители из Республики Беларусь. Впервые участие приняли и музейные специалисты из Чечни.
В первый день сессии с докладами выступили восемь спикеров. Среди них — представители Министерства культуры РФ, директора музеев, медиаменеджеры, эксперты в музейной области и представители бизнеса.
Начало сессии ознаменовалось приветствием директора ГМИИ им. А.С. Пушкина Ольги Галактионовой:
«Здравствуйте, дорогие друзья! Скажу честно, это мой, наверное, самый любимый проект, потому что он оказался невероятно прикладным и полезным. Восьмой раз мы собираемся здесь все вместе».
Затем слово взял заместитель Министра культуры Российской Федерации Сергей Першин:
«Мы хорошо понимаем тот контекст, в котором сегодня живёт и развивается наша страна. В начале года мы обратились к регионам и федеральным ведомствам с вопросом, какие темы важно осмыслить в искусстве. Обобщили все ответы, так появился каталог “Главные темы России – 2025”, который показывает масштаб и многогранность страны — от памятных дат до историй людей. Работая над ним, мы убедились, насколько важно вовлекать молодёжь в этот процесс. В этом году мы обновили Молодёжный совет при Министерстве и создали сообщество “Молодёжь в культуре”, которое уже объединяет более 4000 молодых лидеров по всей стране».Заместитель генерального директора ФГУП «ВГТРК», руководитель Регионального департамента и член правления Национальной ассоциации телерадиовещателей Рифат Сабитов выступил перед участниками сессии, делясь опытом установления продуктивных связей между региональными музеями и телеканалами:
Заместитель генерального директора по научной работе ФГБУК «ВМО «Государственная Третьяковская галерея» Татьяна Юденкова представила коллегам наиболее значимые выставки Государственной Третьяковской галереи:«Я с глубоким уважением отношусь к музейному сообществу. Хочу выразить благодарность, ведь благодаря вам культурное наследие нашего народа сохраняется для будущих поколений. Молодёжь, посещая музеи, узнаёт о героизме наших предков и нынешних героев, приобщается к ценностям и традициям нашей великой страны. ВГТРК всегда открыта к сотрудничеству с региональными культурными учреждениями».
«Мы стремились познакомить как можно больше людей с произведениями передвижников, рассказав об этой культурной эпохе и переосмыслив её роль. В итоге мы создали уникальную экспозицию, представляющую мощное и неповторимое русское искусство, созданное художниками, равными по значимости Толстому, Достоевскому и Чехову».
Директор по маркетингу ресторанного дома Maison Dellos Мария Шумакова рассказала о гастрономии как культурном проекте:
«История холдинга Maison Dellos — это наглядный пример того, как гастрономия становится культурным проектом. Еще в 1999 году мы заложили эту междисциплинарную стратегию, и наши флагманские проекты, такие как "Кафе Пушкинь" (27 лет) и "Турандот" (20 лет), — лучшее тому доказательство. Мы идем параллельно с музеями, разделяя их миссию по сохранению культурного наследия. И тот факт, что это остается востребованным спустя десятилетия, подтверждает: мы создаем не просто качественный продукт, а становимся полноправными участниками культурной жизни».
Директор ФГБУК «Музей Московского художественного академического театра» Павел Ващилин рассказал о том, как воплотить в жизнь идею современного и привлекательного театрального музея:
«Для поддержания культурной активности музея необходимо вовлекать молодую аудиторию. Театральный музей МХАТ активно взаимодействует с различными московскими театрами. Студенты получают возможность прикоснуться к театральной истории, проводя здесь свои читки, концерты и выставки. Таким образом, мы привлекаем молодежь, знакомя её с историей Московского художественного театра».
О важности развития сувенирной продукции в стенах музея высказалась куратор музейного сообщества и организатор конференции «Музейный сувенир» Мариам Андреасян:
«Почему музеям нужна сувенирная продукция? Это, прежде всего, источник информационных поводов, благодаря которым ваше учреждение будет упоминаться в социальных сетях, даже если нет крупных мероприятий. Сувениры вызывают интерес у потенциальных посетителей. Создавая оригинальные товары, вы рассказываете людям о ваших выставках».
Директор ФГБУК «ГМИИ им. А.С. Пушкина» Ольга Галактионова привлекла внимание к отраслевой премии «ФОРМА-АРТ», подводя итоги первого дня сессии:
«Премия “ФОРМА-АРТ” была задумана для того, чтобы выделить всех участников, которые вносят вклад в организацию великих выставочных проектов, и назвать лучших в своей области. Важной задачей стало создание праздника, как для номинантов, так и для всех зрителей».
Ольга Галактионова также объявила дату следующей церемонии премии «ФОРМА-АРТ», которая состоится 16 апреля 2026 года. Прием заявок стартует 10 октября 2025 года.
Завершением первого дня сессии стала традиционная экскурсия в музей «Новый Иерусалим». Это одна из крупнейших и самых современных выставочных площадок России, главный экспозиционный центр региона. Спикеры и участники ознакомились с постоянными экспозициями и новыми выставочными проектами. Выражаем искреннюю благодарность генеральному директору музея, Анне Антипенко, за ее поддержку и участие в организации столь значимого культурного мероприятия.