Премьера в Et Cetera: «Сцены из супружеской жизни» – испытания любви на сцене

Москва, 18 сентября - DIXINEWS.

Издание «Культура Москвы» провело беседу с режиссером Борисом Морозовым и актрисой Наталией Житковой о новой театральной постановке.


Борис Морозов, который является Народным артистом России и известным режиссером, представил свою новую работу — постановку «Сцены из супружеской жизни», созданную по сценарию одноименного фильма Ингмара Бергмана 1973 года. Морозов, признанный мастер психологического жанра, уже зарекомендовал себя своими работами в таких известных театрах Москвы, как Центральный академический театр Советской армии, Театр имени Пушкина и Театр Ермоловой. Адаптацию сценария для сцены подготовила Наталия Житкова, она же исполнила главную женскую роль.

Юхана в этой постановке исполняет Григорий Старостин, который деликатно и интеллигентно представляет образ героя. В процессе повествования его герой обретает эмоциональную глубину, превращаясь из спокойного персонажа в бурлящий вулкан чувств, долгие годы подавляемых. Закрытая оболочка оборачивается пустотой, а за фасадом накапливаются скрытые страсти, которые выходят на поверхность.

"Эта история – о Мужчине и Женщине, глубоко архетипичный подход напоминая фильм Клода Лелуша 1966 года", — рассказывает Морозов. "Это блуждание, пожалуй, самое интересное".

Он и она

Сюжет повествует об их исканиях, страданиях и вспышках, перемежающихся с мгновениями нежности. В образе Юхана, начиная с примерного отца, к концу выявляется осознание внутреннего одиночества, которое Григорий Старостин играет с редким мастерством.

На первый взгляд отсутствие проблем в этих отношениях, парадоксальным образом, становится самой большой проблемой. Идеальный мир героев разбивается о вспышки импульсивных действий, которые словно пощечины, пробуждающие их из обыденности семейной жизни. Этот подтекст подчеркивается сценографией: минималистичное пространство включает в себя парные столы, стулья и вешалки, погружающие зрителя в привычные домашние обстоятельства. Но кризис затрагивает обоих героев, вынуждая их столкнуться с истинными «я» и задать себе неудобные вопросы.

Марианна предстает в образе, вызывающем желание окружить ее заботой — настолько она хрупка и ранима. Это проявляется в ее обращении к залу, которое разрушает «четвертую стену» и цепляет душу зрителей, особенно в моменты обнажения ее внутреннего мира и выражения боли. Белоснежные оттенки ее нарядов в первой половине спектакля и преданность мужу становятся символами ее чистоты и целостности.

Тем не менее, Марианна, воплощенная Наталией Житковой, более яркая и цельная по сравнению с ее кинематографической предшественницей. Важным этапом в развитии ее образа становится самоосознание и анализ себя для отстаивания своей идентичности. Даже такая сильная и умная личность не избегает эмоциональных колебаний. Героиня, в красном платье второй части спектакля, объявляет себя свободной от Юхана, но вскоре опровергает свои слова. Вместе они становятся как пилигримы, ищущие себя, друг друга и новые ценности. Наталия Житкова говорит, что за внешним блеском карьеры и денег мы часто теряем настоящее, ради чего живем.

Режиссерский замысел заключен в том, чтобы проникнуться жизнью персонажей, увидев их разнообразные личности и судьбы. Судьба, предопределенность — это темы, которые раскрыты и в музыкальном сопровождении, ярким акцентом которого служит Пятая симфония Людвига ван Бетховена. О произведении ходит мнение, что композитор выразил его суть словами: "Так судьба стучится в дверь!" Несмотря на рок судьбы, остается место для надежды и света в финале. Это ощущение продолжается и в спектакле "Сцены супружеской жизни".

Они и мы

Куда исчезает любовь, исчезает ли она вообще? Возможно ли её сохранить или же она трансформируется во что-то иное? Эти вопросы мучают героев спектакля и провоцируют зрителей на осмысление самого яркого и вместе с тем тяжелого чувства.

«Об этом вся мировая классика, вся драматургия: любовь — это испытание. Путь к счастью — это как путь на Голгофу», — подытожил Борис Морозов.

Кажется, случайно неоновый экран выступает то разделительным стеклом, то зеркалом, отражающим события на публику, создавая иллюзию визуального обмена между героями. Эту историю, старую как мир и универсальную, поймёт каждый, кто хоть раз испытывал любовь.

Кто-то увидит в ней модель созависимых отношений и вспомнит книгу Эрика Берна "Игры, в которые играют люди", для другого любовь предстает в божественном свете. Наталия Житкова упоминает, что при создании спектакля создатели задумывались о добавлении сцены с фрагментом из Первого послания апостола Павла к Коринфянам: "Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине, все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает."

Немецкий философ Эрих Фромм в своей книге "Искусство любить" описывает любовь как акт веры. Веры в чувства, в судьбу, в друг друга — таких земных и несовершенных. Эта мысль и является сутью представленного на сцене спектакля.

Ближайшие спектакли пройдут 25 сентября, 1 и 8 октября.