Главархив представил онлайн-книгу о развитии кинематографа в Москве
Москва, 23 ноября - DIXINEWS.
Новое издание стало частью виртуального музея «Москва — с заботой об истории».
10 ноября 1909 года (по новому стилю 23 ноября) в Москве, на Арбатской площади, начал свою работу первый кинотеатр под названием «Художественный». Специально к этому знаменательному событию Главархив выпустил книгу «Из истории кинематографа в Москве».
Электронное издание предлагает погрузиться в архивные материалы о строительстве кинотеатра и его деятельности, включает автографы Александра Ханжонкова, документы, отражающие хронику московского кинематографа с 1908 по 1931 годы, и многое другое. Ознакомиться с книгой можно в виртуальном музее «Москва — с заботой об истории» в разделе «Медиатека» (подраздел «Библиотека»).
Без расписки — никуда
В конце XIX века кинематограф получил название «движущаяся фотография» и считался настоящим чудом времени. На рубеже веков кинопроизводство в России находилось на начальной стадии развития. Первые кинотеатры чаще всего организовывались в арендованных нежилых помещениях или даже старых квартирах, которые изначально не подходили для демонстрации фильмов. Среди архивных документов можно найти прошения от москвичей к градоначальнику с просьбой разрешить открытие синематографов. Такие письма чаще всего сопровождались расписками о соблюдении электротехнической и пожарной безопасности.
Стремительно растущая популярность кино подтолкнула городские власти к решению построить первый кинотеатр с современным оборудованием, так называемый «электротеатр». Документы из фондов Главархива детально описывают этот процесс: от прошения членов правления Варваринского акционерного общества, которое ходатайствовало о возведении специального здания, до архитектурных чертежей Николая Благовещенского. Особый интерес вызывает обращение будущего владельца Роберта Альберта Брокша к мэру Александру Адрианову с просьбой об установке электрического освещения. Брокш обязался разместить стенд с правилами пожарной безопасности в фойе и следить за их неукоснительным соблюдением.
Под аккомпанемент тапера
Первый московский кинотеатр открыл свои двери 10 ноября 1909 года. По словам журналистов из издания «Сине-фоно», открытие привлекло огромную толпу: «Во вторник, 10 ноября, на тротуаре у входа в новый “Художественный электротеатр” собралось около 200 человек, что стало редкостью для Москвы за последние два года».
Зал кинотеатра был рассчитан на 400 зрителей. В просторном фойе установили освещённый фонтан и сцену для оркестра, где перед показом фильмов проходили небольшие концерты. Поскольку киноленты того времени были немыми, их сопровождал тапёр, играющий на рояле и добавляющий музыкальные акценты к значимым моментам на экране.
В 1912–1913 годах кинотеатр был подвержен серьёзной перестройке под руководством архитектора Фёдора Шехтеля, который придал фасаду нотки античной классики. Появились новые входы, декоративные рельефы с изображением колесниц, освещённые фонари, а вместимость зала увеличилась более чем в два раза — до 900 мест.
Эстетика интерьеров
15 сентября 1913 года состоялось повторное открытие обновленного кинотеатра. В архиве сохранилась опись движимого имущества, застрахованного на тот момент. Согласно документу, в гардеробе располагались люстра и вешалки, а в просторном фойе — пианино, зеркала, фонтан, мебель и бронзовые светильники. Зрительный зал был оборудован дорогими креслами, коврами ценой 2,5 тысячи рублей и обивкой лож. На сцене находились экран с занавесом, рояль немецкой фирмы Schiedmayer & Soehne и фисгармония. В подвале размещался комплекс моторного оборудования, включая динамо-машину. Общая стоимость всего имущества оценивалась в 49 900 рублей.
Афиши и хроники кинематографа
Особый интерес для исследователей представляет рукопись Александра Ханжонкова — известного российского кинопредпринимателя, внёсшего значительный вклад в развитие киноотрасли. Кроме того, издание рассказывает о строительстве помещения, более известного как «Дом Ханжонкова», и об основании его торгового дома в 1906 году.
Дополнительно в книге можно найти материалы о развитии прокатных компаний и становлении отечественного кинематографа в первые десятилетия XX века, включая афиши, рекламные постеры и объявления 1920-х годов. Приложение содержит хронику киноистории Москвы, основанную на публикациях специализированных журналов «Сине-фоно», «Вестник кинематографии» и столичных газет, охватывающую период с 1908 по 1931 год.