Легендарная «Шопениана» вновь покоряет Большой театр
Москва, 1 декабря - DIXINEWS.
Премьера гениального русского хореографа и балетмейстера Михаила Фокина «Шопениана», подарившего русскому и европейскому зрителю в начале прошлого столетия незабываемые «Золотой Петушок» и «Умирающий лебедь», состоялась на Исторической сцене главного театра страны.
Представленная на сцене Большого театра «Шопениана» – фактически точная копия постановки советского балетмейстера Леонида Лавровского 1946 года, реконструированная из музейного архива Большого театра и дополненная яркими декорациями и оригинальными костюмами артистов балета. По словам художника возобновления балета, Альоны Пикаловой, источником вдохновения и реконструкции постановки стал эскиз художника Владимира Дмитриева, отмеченный этой датой.
- Дмитриев очень подробно выписывает задник, которому другие художники никогда не уделяли столько внимания. Он служил всегда просто настроенческим фоном. Когда мы начали разглядывать этот отреставрированный холст, то увидели, что в одном полотне сочетаются совершенно разные архитектурные мотивы. В левом дальнем углу была готическая башенка с маленьким мостиком через речку, почти в центре композиции угадывалась белая скульптура, которая была вписана в пейзаж и самым главным и доминантным объёмом на этом холсте был псевдоклассицистический храм, многоколонный периптер, в котором не было стен. На переднем плане была массивная деталь – огромная ваза очень узнаваемой формы. Именно от этой вазы мы начали разгадывать этот ребус. Выяснилось, что когда в 1946 году Дмитриев делал этот эскиз (это было связано с тем, что Павловский парк, который мы разгадали в этом изображении, был разрушен в 1944), все стоящие павильоны он собрал в одну композиционную картину, как бы прощаясь со всей этой уходящей культурой – не было никакой надежды на то, что это всё можно отреставрировать, возобновить, восстановить. Также и мы, когда нашли этот документ, понимая, что это не случайное соединение отдельных предметов, которые в самом Павловском парке разбросаны и они никогда не собираются в одну композицию, решили, что Владимир Дмитриев вернулся в свою молодость, ретроспективно вспоминая всё то культурное наследие, с которым связана его петербургская жизнь, понимая, что этот парк будет или разрушен, или никогда более не восстановлен в прежнем виде. Это было возобновлением того культурного слоя, который существовал в довоенное время, – заключила Альона Пикалова.
Особый колорит постановке придают костюмы. Героини «Шопенианы» – лёгкие, эфемерные Сильфиды, пленяющие сердце романтичного, влюблённого в музыку юноши, гениального польского композитора Фридерика Шопена. Вопреки академической формулировке, что сюита – это балетное действо без сюжета, в данном творении можно выделить чёткую сюжетную линию, в которой наш главный герой, окружённый в видении мириадом очаровательных фей воздуха – Сильфид, выбирает себе достойную музу. Одетые в воздушные, белые балетные пачки балерины, окунают в атмосферу сказочного леса, полного чудес и вдохновения.
- Романтизм наложил на этот образ лёгкость и прозрачность, предвоенные годы принесли плотность, Дягилев внёс некоторую эротическую эфемерность, послевоенные годы принесли сухость образа, линеарность. Зная весь этот объём большой, огромной информации о том, как работали мои предшественники над этим образом, я постаралась отобрать самые важные эпитеты для этого персонажа – это воздушность, лёгкость, напевность, – рассказывает в интервью журналистам художник по костюмам Татьяна Ногинова.
В составе балетной сюиты «Шопениана» в рамках постановки присутствует Большое классическое па в хореографии главного дореволюционного балетмейстера России Мариуса Петипы в версии 1881 года, которую вновь воссоздал на сцене Большого театра главный балетмейстер Самарского театра оперы и балета Юрий Бурлака.
- К сожалению, не сохранились балетные костюмы, но мы пользовались старинными фотографиями этого времени. Это сам хореографический «текст», который являлся живой традицией тех людей, которые это помнили и переносили из поколения в поколение и помнили какие-то детали разных постановок возобновления. Конечно, есть отдельная история по поводу бумаг, увезённых из России, записанных по системе Степанова, которые хранятся сейчас в Америке и которые дали возможность дополнительно что-то уточнить к той живой традиции передачи спектакля из ног в ноги, и из рук в руки, которое дало возможность сделать его более полным, – пояснил Юрий Бурлака.
Идея создания «Шопенианы» у легендарного российского балетмейстера-новатора царской России Михаила Михайловича Фокина родилась благодаря оркесторовке российского композитора и дирижёра Александра Константиновича Глазунова четырёх фортепианных пьес с таким же названием. Фокин, желая создать абсолютно иную балетную технику и по форме, и по содержанию создал, опираясь на эти пьесы, создал вышеупомянутую новаторскую балетную сюиту. В основе произведения лежит «Лунное видение» юного Фридерика Шопена. Путешествуя по сказочному лесу, он встречает мифических существ – духов воздуха Сильфид, которые, одновременно являясь его источником вдохновения, направляют его творчество в нужное русло.
- В танцах этой сюиты языком пластических образов выражены настроения, свойственные музыке Шопена: от романтической мечтательности и меланхолической грусти до светлой, лучезарной радости. Танец, следуя за мелодией Шопена, вводит зрителя в поэтический, творческий мир композитора, - говорится в пресс-релизе пресс-службы Большого театра.
Балетмейстерами возобновления балетной сюиты «Шопениана» в этой версии стали народные артисты России Наталья Большакова и Вадим Гуляев. Главные партии легендарного новаторского произведения Михаила Фокина в этот раз исполнят премьеры Большого театра – Заслуженный артист России Артём Овчаренко, Заслуженный артист России Семён Чудин и Лауреат специальной премии жюри фестиваля «Золотая маска» Вячеслав Лопатин, главные женские роли в спектакле сыграют Заслуженная артистка России, прима-балерина Большого театра Евгения Образцова, Заслуженная артистка Республики Северная Осетия-Алания, прима-балерина Анастасия Сташкевич, Народная артистка России и Республики Северная Осетия-Алания, прима-балерина Большого театра Екатерина Крысанова и другие. Премьерные показы балетного спектакля пройдут 1, 2, 3 и 4 декабря 2022 года.
Возрастная категория 12+.