Выставка РОСИЗО: как квартирные выставки 60-80-х оставались в тени системы
Москва, 11 июня - DIXINEWS.
10 июня в залах РОСИЗО на Петроверигском переулке началась выставка, получившая название «Искусство за закрытыми дверями. Квартирные выставки 1960–1980-х».
Экспозиция предоставляет детальный обзор уникального феномена советских квартирных выставок, которые проводились в домашних условиях у художников и их друзей.
В этом году выставка впервые развернулась на двух этажах особняка Тургеневых-Боткиных, чтобы посвятить исследовательский проект советским квартирным выставкам и открыть для публики искусство, которое когда-то было скрыто за дверьми квартир. Посетители смогут попасть на выставку с 11 июня.
На выставке представлено 11 тематических разделов, которые освещают различные этапы развития концепции квартирных выставок. Они охватывают разнообразные аспекты явления — от того, как в 1960-х Оскар Рабин распахнул двери своего дома, до знаковых событий середины 1970-х и смены вектора с появлением галереи АПТАРТ в квартире Никиты Алексеева, развитием музея МАНИ, до таких уникальных проектов, как «Музей Васи» Георгия Кизевальтера, выставка «О, Мальта…» в квартире мальтийского посольства и «Комнаты» Ирины Наховой, где затрагиваются вопросы границы между частной и художественной сферами.
"«Разговоры на кухне» — это прямая речь художников, собранная на этапе создания выставки. Этот раздел предлагает живой диалог между создателями и участниками квартирных выставок со зрителями, ведь большинство тем, обсуждаемых на кухнях в те годы, остаются насущными и ныне", - уточнили организаторы.
Церемонию открытия сопровождал кассетный диджей-сет от Каси Экстович tape to tape.
Во время открытия выставки генеральный директор РОСИЗО Иван Лыкошин подчеркнул особое значение явления "квартирных выставок" в советскую эпоху. По его словам, это было важным этапом в эволюции современного отечественного искусства, ожидающим глубокого изучения. Выставка "За закрытыми дверями" — один из первых шагов в этом направлении.
«Феномен "квартирных выставок" как массового явления 70–80-х годов, своеобразный отголосок "большого", или "официального", искусства той эпохи — это очень важный этап в развитии отечественного совриска и искусства в целом. Он ждет своего исследования, и выставка "За закрытыми дверями" — один из первых шагов в этом направлении», — сказал Иван Лыкошин.
Куратор выставки, искусствовед Алина Корень, отметила ее уникальность и значимость. Она акцентировала внимание на уникальном сочетании музейного подхода и свойственной для "квартирных выставок" иронии. Особенный акцент был сделан на сотрудничестве с художником Георгием Кизевальтером, что только обогатило опыт участников выставки.
«Эта выставка — событие. Она существует на стыке музейного подхода и иронии, которая характерна для многих квартирных выставок. Особую ценность выставке придает участие художников, в частности тесная совместная работа с Георгием Кизевальтером. Это живой опыт — самый ценный для искусства», — сказала Алина Корень.
Научный консультант выставки, художник-концептуалист Георгий Кизевальтер, отметил, что "квартирные выставки", зародившиеся еще в 1950-х, были площадками для художников, идущих вразрез с соцреализмом. Он подчеркнул, что именно благодаря ним появилось искусство 90-х и начала 2000-х.
«Уходящие корнями в 1950-е квартирные экспозиции всегда служили альтернативными выставочными площадками для противопоставляющих себя социалистическому реализму художников. Особенно они пришлись ко двору во второй половине 70-х и первой половине 80-х годов ХХ века. Из них вышло искусство 90-х и нулевых», — добавил Георгий Кизевальтер.
К открытию выставки было приурочено и начало работы летнего кинотеатра РОСИЗО. Первым фильмом сезона стала легендарная "Асса" (16+) Сергея Соловьева. Согласно одной из версий, название картина получила в честь одноименной галереи, открытой в 1980 году Тимуром Новиковым в Ленинграде. Фильм прекрасно передает атмосферу, созвучную с эпохой квартирных выставок, удачно дополняя впечатления от экспозиции.
Выставка будет проводиться с 11 июня по 7 сентября 2025 года.