Будущее столичного транспорта обсудили на форуме «Москва 2030»
Москва, 19 сентября - DIXINEWS.
Ключевыми темами обсуждения стали удобство, безопасность и экология, служащие основными ценностями городского транспорта.
Будущее городской транспортной системы уже воплощается в жизнь, и Москва демонстрирует, как современные технологии применяются в условиях мегаполиса. Об этом на лекции в рамках программы «Облачные города» рассказала Анастасия Товмасян, руководитель проектов Центра экспертизы проектной деятельности НИИ «Мостранспроект».
«Основные ценности транспорта — это время, стоимость, безопасность и экология. Добиться их только технологиями невозможно, поэтому важно развивать инфраструктуру, которая способствует реализации этих ценностей», — подчеркнула Анастасия Товмасян.
Эти факторы играют ключевую роль в развитии городской мобильности. Жители стремятся сокращать время в дороге, использовать удобные способы оплаты, обеспечивать свою безопасность и наслаждаться чистым воздухом.
Особенности мегаполиса, такие как высокая плотность населения и постоянный рост числа поездок, предъявляют уникальные требования. Эффективными оказываются решения, сочетающие большую провозную способность и экологичность: метро, трамваи на выделенном полотне, электротранспорт и гибридные системы для дальних маршрутов. Внимание постепенно переключается не столько на мощность двигателя, сколько на источник энергии и инфраструктуру, поддерживающую его.
Беспилотные технологии и экологический подход
В Москве активно внедряются беспилотные технологии, что делает город идеальной площадкой для их испытаний благодаря климатическим условиям. По мнению Анастасии Товмасян, зимы, неблагоприятная погода и загрязненные датчики создают идеальные условия для стресс-теста беспилотного транспорта. Опыт Москвы в этой области особенно ценен.
В столице уже протестированы беспилотные автомобили и грузовики на трассе М-11, а также запущен первый в России полностью беспилотный трамвай, который успешно обслуживает пассажиров. Этот опыт демонстрирует, что без развитой инфраструктуры беспилотные системы не могут функционировать. Для их работы необходимы умные светофоры, системы связи и технологии V2X, которые обеспечивают обмен данными между транспортными средствами и дорогой.
Особое внимание уделяется экологической составляющей. Москва сделала значительный шаг к "зеленой" мобильности: на сегодняшний день на более чем 220 маршрутах в Москве работают свыше 2500 электробусов. За шесть лет использование электротранспорта позволило избежать выбросов 190 тысяч тонн углекислого газа в атмосферу.
Результат ощутим, он оказывает положительное влияние на качество воздуха в городе. Как отметила эксперт, международный опыт показывает, что значительное снижение выбросов может быть достигнуто быстро благодаря обновлению городского транспорта и внедрению новых стандартов.
Транспорт будущего
Подход к поездкам также изменяется. Привычные бумажные билеты для различных видов транспорта отходят на второй план. Анастасия Товмасян подчеркивает, что концепция "мобильность как услуга" подразумевает один телефон, один платеж и один маршрут, соединяющий все виды транспорта в единую систему.
Такой подход позволяет жителям строить маршруты "от двери до двери" в одном приложении, включая метро, автобус, каршеринг и даже поездки с питомцами. Это повышает комфорт, экономит время и постепенно снижает зависимость от личных автомобилей, что, в свою очередь, уменьшает нагрузку на дороги и способствует снижению выбросов.
Однако, ни одна отдельно взятая технология не может стать универсальным решением. По словам Анастасии Товмасян, будущее за грамотной комбинацией трендов, которые соответствуют общественным потребностям и упрощают повседневную жизнь людей.