Москвичам предложили поехать за искусством и атмосферой в арт-усадьбу Веретьево
Москва, 28 ноября - DIXINEWS.
В 130 километрах к северу от столицы, на территории бывшего пионерлагеря в Веретьеве, раскинулся частный парк площадью 100 гектаров. Это место привлекает внимание не только искусствоведов и архитектурных критиков, но и любознательных исследователей разных профессий — от антропологов до предпринимателей. Созданный Андреем Гнатюком, парк «Веретьево» представляет собой уникальный проект, объединяющий культурные ценности, природную красоту и инновационные идеи. Подробнее об этом вдохновляющем пространстве представили в фоторепортаже на .
Хаос и ирония в Веретьево
Первое, что бросается в глаза на территории парка — две округлые фигуры с бутылкой, окрашенные серебряной краской, пародирующие знаменитую скульптуру Веры Мухиной «Рабочий и колхозница». Немного дальше расположен необычный туалет — «Объект на высоте» по проекту архитектора Александра Бродского. Все эти произведения отражают вкусы одного человека — бизнесмена Андрея Гнатюка, главы холдинга «Группа ИМА». Его скульптурный образ в тоге или банном полотенце приветствует гостей с пьедестала. С начала 2000-х Веретьево известно в московских кругах как место для взрослых развлечений — например, легендарные пейнтбольные «Пушкинские стрельбы» 2008 года, где команды Пушкиных и Дантесов сражались друг с другом.
Арт-усадьба Веретьево сегодня функционирует не просто как частный загородный клуб с вертолетной площадкой и причалами для катеров, но и как открытое для посещения туристическое место. Здесь организованы продажа билетов, работает ресторан, баня, множество гостевых коттеджей и гостиничные номера, размещённые в реконструированных зданиях бывшего пионерлагеря. По словам генерального директора Никиты Астапова, уникальность Веретьева заключается в его способности привлекать гостей всех возрастов с разными интересами и предпочтениями круглый год. Согласно данным «СПАРК-Интерфакса», доход арт-усадьбы в 2024 году составил 198 миллионов рублей.
В парке можно остановиться в глэмпингах или виллах, насладиться пляжами и даже провести свадебную церемонию в загсе. Особой любовью гостей пользуется экоферма, где живут пятнистые олени, муфлоны, куры, а в вольере — лиса. По лугу бегают кролики и козы. Посетители отмечают: «Это уникальное место — либо полюбишь с первого взгляда, либо останешься равнодушным». Летом около шести вечера животных выпускают гулять по всей территории парка. Туристы с детьми восхищаются чистотой зоопарка: «Нет ни запаха, ни грязи, всё очень ухожено». Многие говорят, что кормление оленей дарит радость и взрослым, и малышам, которые уходят с парка со слезами счастья.
В Веретьеве художественная и развлекательная жизнь оставила множество необычных следов в природе: в лесу спрятан трактор Арсения Жиляева в инсталляции «Прибытие трактора», на болоте расположился буквенный арт-объект Андрея Кузькина «Здесь гораздо лучше», а у ручья стоит цементная фигура Аленушки. Кроме того, здесь можно встретить крокодила Гену с Чебурашкой, коров, шрумфов и даже Штирлица. Искусствовед Ирина Горлова сегодня описывает эту коллекцию как «праздник эклектики и беспорядочного освоения пространства».
В любом случае эмоции у посетителей гарантированы. По отзывам на «Яндексе», создается впечатление, что при оформлении парка волшебница как будто отвлеклась, и вдруг появился пьяный дворник, который разбросал странные предметы. Это не портит общее впечатление, но вызывает ощущение диссонанса. Одна из посетительниц просит убрать устрашающие статуи и колонны вдоль дорожек, сравнивая их с мрачным заброшенным кладбищем. Она отмечает, что это зрелище вызывает тревогу и портит энергетику всей территории. Особенно пугающе это выглядит в темное время суток, что вызывает у неё желание отвести взгляд.
Рай после катастрофы
В 2018 году владелец Веретьева обратился к искусству в новом ключе, пригласив архитектора и художника Александра Бродского преобразить нетронутую заболоченную зону парка. Уже в 2019 году в долине Большого ручья, впадающего в реку Дубну, появились первые тропы. К 2021 году из старых досок были возведены первые сооружения. Так возникло уникальное пространство — «Тропа Александра Бродского», которое, по мнению критика Григория Ревзина, способно показать наше время в более привлекательном свете для будущих поколений.
Иосиф Бродский, начавший с бумажной архитектуры, прославился яркими образами с точной фиксацией времени. В 1997 году он создал проект Futurofobia, собравший фрагменты советской эпохи. В 2002-м архитектор возвёл в бухте Радости на Пироговском водохранилище ресторан с наклоном в 95 градусов — критики видели в нём одновременно разрушения и символы Ноева ковчега. В 2017 году Бродский представил инсталляцию «Красная дорожка»: бесконечная лента ковра, окружённая шевелящимися занавесями, за которыми скрываются пустые кабинки с аккуратно расставленными тапочками. Искусствовед Пётр Фаворов отмечает, что работы Бродского вызывают чувственную ностальгию по утраченному и прекрасному.
Парк Бродского в арт-усадьбе Веретьево: необычное сочетание стилей
Парк Бродского в усадьбе Веретьево производит впечатление, словно режиссер «Мулен Руж» после напряженной ночи внезапно переключился на съемки «Соляриса». Тем не менее, многие искусствоведы считают, что задумка владельца Андрея Гнатюка и архитектора Александра Бродского полностью соответствует концепции развития усадьбы.
«Между этими двумя значимыми культурными феноменами существует общая черта — трепетное и уважительное отношение к природе», — отмечает арт-директор Ирина Горлова. — Это касается не только деревьев и водоемов, но и произведений искусства. Веретьево пропитано атмосферой «романтики руин», которая объединяет природу и творчество.
Парк Бродского: пространство для приключений и творчества
Григорий Ревзин уверен, что Парк Бродского — это место, где можно почувствовать себя ребенком, убегающим из пионерлагеря. Здесь множество укромных уголков, словно созданных непоседливыми пионерами из подручных материалов, которые, по слухам, были взяты с участков недовольных дачников. Директор парка Никита Астапов подтверждает особый подход архитектора Бродского к работе: он предпочитает использовать в своих проектах старинные материалы. Если в деревне кто-то разбирает забор или старый дом, команда парка старается приобрести эти элементы, чтобы дать им новую жизнь в арт-пространстве.
Вопреки кажущейся скромности
Работы Бродского удивляют своей строгой чистотой и глубокой концептуальностью. Две километра деревянных настилов буквально парят над землей, опираясь на стальные сваи, вбитые в грунт. Это создает ощущение полета, словно из легенд о Фаусте. Особенно завораживает вид ночью: свет, загорающийся под настилами, освещает папоротники и лопухи вокруг, рисуя таинственные тени. В тишине можно услышать, как тропинка пересекается с маршрутом ежика или как лесная мышь в панике скрывается от шагов.
Часть дорожек в парке Бродского ведёт к различным сооружениям — их насчитывается уже около сорока, включая даже собственный Проспект. Другие тропы петляют вдоль ручья и среди деревьев, иногда заканчиваясь тупиками. Архитектор создаёт объекты без жёсткого генерального плана — проекты постоянно корректируются. Но неизменным остаётся главное чувство — атмосфера уюта и защиты. Почти в каждом строении, будь то Мост, Приют для одинокого старика или Обсерватория, можно найти стул, тёплый плед и буржуйку. И, конечно же, книги.
Мнения о парке Бродского
Парк Бродского, судя по отзывам в интернете, получил положительную оценку у посетителей. Как отмечает одна из них, «тропа проходит через дикую рощу, идеальна для медитации и чтения. Рекомендую одевать штаны и удобную обувь — здесь много крапивы». Другой гость восхищается «оригинальной прогулкой среди болот и зарослей» и особенно выделяет «туалет на вершине с панорамным видом — забавное место». Однако туристка, побывавшая в октябре 2022 года, считает, что «прогулка была увлекательной, но немного скучной», и предлагает добавить к деревьям стихи или цитаты поэта для создания особой атмосферы.
В мае 2025 года в Веретьеве состоялось торжественное открытие новых троп и четырёх архитектурных объектов, созданных Александром Бродским в честь 85-летия Иосифа Бродского. Тем временем Юлия Сенина, куратор частного мемориального музея «Полторы комнаты» в Санкт-Петербурге, собрала редкие издания поэта разных лет и разместила их по всему маршруту, посвящённому Бродскому, наполняя пространство особой атмосферой творчества.
