Археологи обнаружили в Калошином переулке старинную фарфоровую помадную баночку

Археологи обнаружили в Калошином переулке старинную фарфоровую помадную баночку
Помадная баночка. Источник: mos.ru Автор фото: Пресс-служба Мэра и Правительства Москвы

Москва, 24 июля - DIXINEWS.

Емкость такого типа использовалась для хранения кремов, помад или бальзамов в XIX — начале XX века. Ценный артефакт отличается уникальной росписью: на его донце изображен петух. Это первое такое открытие, зарегистрированное археологами.

Во время Великой французской революции XVIII века петух стал символом Франции, благодаря появлению его изображения на новых 20-франковых монетах. Французы, признающие галлов своими предками, выбрали галльского петуха в качестве национальной эмблемы. На представленной помадной баночке он выступает в роли своеобразного знака качества. Примечательно, что данное косметическое изделие с французскими корнями было произведено в России, так как оно выполнено из гжельской глины.

«Археологи регулярно находят небольшие керамические емкости в поздних культурных слоях. Одна из таких банок, обнаруженная в Калошином переулке, украшена росписью в виде клейма, а её дно декорировано изображением птицы. Вероятно, это сочетание создано керамистами специально, чтобы подчеркнуть французское происхождение содержимого. Находка уже отреставрирована и будет передана в коллекцию Музея Москвы», — сообщил Алексей Емельянов, руководитель Департамента культурного наследия города Москвы.

На рубеже XIX и XX веков помадой называли средство для ухода за волосами, которое придавало им блеск и обеспечивало стойкость прически. Оно пользовалось популярностью среди мужчин и женщин. Основу средства составлял жир животного происхождения, к которому добавляли ароматические компоненты.

К середине XIX века в Москве насчитывалось 11 фабрик, производящих помады, их годовой объем продукции составлял 400 тысяч рублей. С конца XVIII века в Гжели изготавливалась тара для кремов, помад и бальзамов. Гжельские земли вошли в состав Московского княжества в XIV веке, это стимулировало развитие гончарного производства в регионе.

В период правления Алексея Михайловича, в 1663–1666 годах, Гжель стала единственным поставщиком аптекарских сосудов, произведенные мастерами сосуды пользовались особым спросом в столице благодаря своему качеству. Со временем эти "дворцовые поставщики" заложили основу керамического производства в России. В 1710 году Гжельская волость была передана в ведение Аптекарского приказа для изготовления химической посуды.

Емкости для помады имели отличия от других видов аптекарской тары. Они создавались с толстыми стенками и массивным круглым дном, что позволяло легко набирать содержимое деревянной лопаточкой или пальцами. Изготавливали их из глины, с покрытием непрозрачной глазурью с добавлением олова. Такой слой защищал керамическую тару от взаимодействия с кислотами и щелочами, делая ее непроницаемой. Внутреннюю часть банки всегда покрывали белым цветом, а внешнюю окрашивали.

Археологические исследования проводились в квартале, ограниченном улицей Арбат и переулками Сивцев Вражек, Староконюшенным и Калошиным. Ученым удалось собрать коллекцию артефактов XVI–XIX веков. Значительная часть находок представлена курительными трубками, в том числе покрытыми поливой, разнообразными фарфоровыми помадными баночками и расписными изразцами. В настоящее время все предметы находятся на реставрации и в дальнейшем будут переданы в постоянную коллекцию Музея Москвы.


Популярное сегодня

"Активные граждане" Москвы определили лучшую заправку для окрошки