Новогодние традиции XIX века: как отмечали праздники в прошлые времена
Москва, 5 января - DIXINEWS.
Современная Москва предоставляет огромный выбор мест для приятного и разнообразного досуга. Чтобы найти подходящее, достаточно обратить внимание на культурную карту города. Она поможет выбрать мероприятие или заведение под настроение и личные предпочтения.
В XIX веке жизнь москвичей была далека от современного изобилия, но городская публика находила множество способов для развлечений. О том, как проходили зимние забавы в столице, рассказали член Общественной палаты Москвы, историк города и главный редактор журнала «Московское наследие» Филипп Смирнов, а также историк и старший научный сотрудник Музея Москвы Лариса Скрыпник.
От Девичьего поля до Новинского бульвара
В Москве XIX века для зимних народных гуляний выделялись специальные места. Одним из популярных было Девичье поле — участок примерно там, где ныне располагается Общевойсковая академия Вооруженных Сил РФ. Еще одной площадкой служил нынешний Новинский бульвар.
На тот момент эти территории выглядели как открытые пространства без каких-либо удобств. На праздники из телег сооружались импровизированные подиумы, где выступали народные артисты. Организовывались простые развлечения — качели из бревен, катание на санях и ледяных горках. Для горожан это были незатейливые, но радостные забавы.
Проголодавшись, гуляющие могли подкрепиться. На улице стояли так называемые блинницы, где в бочке разводили огонь, а на установленных сковородах выпекались горячие блины. Популярным десертом считалась сушеная груш-дичка, которую можно было приобрести за небольшую сумму. Любители выпечки лакомились пирожками с разными начинками, баранками, сушки и калачи также пользовались спросом.
Чай оставался основным напитком. Кто-то приносил заваренные травы из дома, а кто-то покупал их прямо на месте. Местные торговцы готовили кипяток на самоварах: с утра разжигали топку и поддерживали воду горячей весь день, добавляя новую порцию по мере расхода.
Москва-река
Зимой 1817 года крестьянин Семен Кокорин арендовал участок вдоль Москвы-реки, между Московским воспитательным домом и Москворецким мостом, чтобы организовать зимние увеселения. За аренду этого земли он ежегодно платил в казну 1305 рублей. Рекламные объявления в «Московских ведомостях» приглашали желающих присоединиться к празднику, и на ледяной поверхности реки постепенно появились пряничные и сбитенные палатки, карусели, горки и другие аттракционы.
Особенно оживленно на этих ярмарках было по воскресеньям, на Рождество и в Новый год. Высокие горки украшали флагами и еловыми ветками. Билеты на катание с гор быстро раскупались, и счастливые обладатели садились в санки — их называли «американками» или «дилижанами», если сани предназначались для шестерых человек. Смех, восторженные крики и радость сопровождали спуск.
На ярмарке выступали зазывалы, устраивались театральные миниатюры. Неподалеку располагались палатки с Петрушками, которые всегда привлекали толпы зрителей. Не менее популярными были балаганы, называемые «камедиями». Стены таких сооружений украшали красочные вывески с обещанием невиданных зрелищ — танцы на канате, бородатая женщина или необычные животные.
«На каждом шагу встречались палатки с угощениями: калачи, баранки, кренделя, пряники, конфеты, орехи и горячий сбитень — напиток на основе меда, пряностей и трав», — вспоминает Филипп Смирнов.
Прекрасные балы
Для московской аристократии главным зимним развлечением были балы и маскарады, проводимые круглый год, хотя в холодное время их становилось заметно больше — знать возвращалась из загородных поместий в город. За один вечер часто успевали посетить несколько балов, организовав некую «карусель» по разным домам.
Балы проходили в таких знаменитых местах, как особняк Разумовских, Дом Благородного собрания (ныне Дом Союзов), городская усадьба Ивана Демидова и других. Многие из них становились сценой для светских дебютов молодых людей, которые впервые оказывались в высшем обществе. Девушкам на выданье и молодым людям предоставлялась возможность присмотреться друг к другу.
По этикету устраивать приемы следовало хотя бы дважды в неделю. Перед балом обязательно проходил обед, после которого гостям всегда вручалось угощение на вынос. До сих пор сохранились анекдоты о том, как посетители ели одну и ту же запеченную утку уже в третьем доме за вечер.